В январе 2011 года Кабинет министров внес в парламент
законопроект "О гарантиях государства в отношении исполнения решений
суда" N7562. В переходных положениях закона речь идет о внесении
изменений в 17 законов и о передаче Кабмину исключительного права
самостоятельно (а не опираясь на норму законов) регулировать сумму
выплат из бюджета на социальные льготы населению страны.
Как пишет ZN.UA,
в 2009 году Центр гражданской экспертизы в аналитическом исследовании
насчитал 30 законов, только формирующих и регулирующих государственную
политику в социальной сфере. При этом разнообразные льготы, выплаты и
компенсации гражданам предусмотрены в 58 законах и в более чем 120
подзаконных нормативно-правовых актах.
По последним данным Министерства труда и социальной
политики, все эти многочисленные документы обслуживают интересы 13
миллионов льготников, которые составляют 27% населения страны. А это 87
различных статусов и категорий льготников. Например, на сегодняшний день
льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг пользуются 6,8 миллиона
граждан: 69 категорий льготников имеют право на этот бонус. Почти пять
миллионов украинцев пользуются правом льготного проезда в междугороднем
транспорте, а 24 миллиона граждан бесплатно ездят в городском и
пригородном транспорте.
При этом важно, что более половины наших сограждан
имеют право на льготы по профессиональному признаку, а не по социальным
показаниям, как принято в цивилизованных странах. В этом - одна из
ключевых особенностей нашей системы социальной защиты.
По оценкам разных экспертов, общая стоимость
задекларированных в государственных документах льгот составляет от $3,8
до $5,8 млрд. Довольно показательно в этом контексте выглядят следующие
статистические данные Минтруда: в 2011 году на различные социальные
льготы и выплаты Кабмин заложил в бюджет чуть более 9 млрд.грн. ($1,3
млрд.). При этом на сегодня выделено 1,5 млрд.грн.
О серьезности намерений власти в ближайшее время
реализовать скрытый план глобальной экономии бюджетных средств говорит
не только отказ спикера парламента Владимира Литвина
публично пояснить изданию, намерен ли он, удовлетворяя требования
президента, вносить законопроект в повестку сессии и не нарушит ли он
при этом конституционные права граждан Украины (а они в случае принятия
документа потеряют возможность планировать свой и без того скудный
бюджет).
Эти намерения подтверждают и проголосованные на этой
неделе изменения в бюджет страны по сокращенной процедуре. Где так же - в
переходные положения (п.4) - зашита нормы о том, что пенсионное
обеспечение детей войны, чернобыльцев и военнослужащих будет
реализовываться в соответствии с наличием средств в Пенсионном фонде и
регулироваться Кабмином. Что абсолютно корреспондируется с
законопроектом N7562, а также с решением "народной" партии Литвина,
проголосовавшей в составе 250 депутатов.
|