cashbox |
|
Block title |
0d97c02014d4f7ee |
|
Причины и следствия крестовых походов
Каждый из крестовых походов (1096-1270 гг., всего их было восемь)
вдохновлялся особыми своими причинами, имел свой состав и ни один из них
не был похож на другой. Концепция крестового похода основывается на
идее паломничества. Предполагалось, что в поход идут паломники, ведомые
самим Господом, "народ без короля". Но лишь первый крестовый поход
придерживался этой концепции, следующие походы для освобождения Святой
земли возглавляли короли - Ричард Львиное Сердце, Филипп II
Август, Фридрих Барбаросса, Людовик IX Святой, Что бы ни говорили
ученые-историки, борьба с язычниками на Ближнем Востоке, которую вели
организаторы крестовых походов, преследовала как политические, так и
экономическое цели. Среди обнищавших рыцарей не было ни одного, кто бы
не желал завладеть несметными сокровищами Востока, поместьями и замками,
сотнями рабов (среди богатых, впрочем, тоже).
Последним побуждением к началу крестного движения стало обращение
Византийского императора Алексия I к Папе Урбану II в 1094 году с
просьбой о помощи против турков-сельджуков. И когда Папа Урбан на
Клерменском соборе в 1095 году призвал христиан на борьбу за Святую
Землю, он не сомневался во всенародной поддержке, ибо авторитет церкви
был тогда неоспорим, В1Х-ХШ столетиях власть Папы была всемогущей. Ей
подчинялись даже короли и императоры. Неугодные считались еретиками, им
угрожали пожизненное заключение или
смерть. Таким образом церковная власть препятствовала развитию науки и
прогресса. Любая прогрессивная идея считалась ересью и уничтожалась в
зародыше. Только крестоносцы в какой-то степени являлись проводниками
античной культуры в Европе и способствовали интеллектуальному
возрождению.
Главной целью крестовых походов ХI-ХIII столетий было возвращение
христианству Святого города - Иерусалима. Однако значение этих походов
для Европы следует оценивать соответствующим образом. Походы на Восток
весьма расширяли мировоззрение их участников, что не только оказывало
влияние на развитие европейской науки и искусства, но и способствовало
росту экономики западных стран, Многие воины возвращались из походов с
богатой добычей, возводили замки и основывали рыцарские общества,
которые могли назвать благородными.
Другие рыцари, более склонные к самопожертвованию, оставались в замках
на завоеванных территориях. Именно они основали духовный орден Ионитов,
переименованный позднее в Мальтийский. Многие воины, состоявшие в этом
ордене, оказывали всяческие содействия паломникам, идущим в Иерусалим,
ухаживали за больными и раненными, недаром символом этого ордена стал
красный мальтийский крест.
Самым влиятельным и многочисленным был орден Тамплиера "Братства
христианских рыцарей храма Иерусалима". Основателями этого ордена стали
восемь христианских рыцарей, объединившихся для защиты пилигримов.
Позднее участники этого ордена совершали крупные финансовые сделки в
европейских странах. Историки утверждают, что именно из-за этих сделок
Папа Клементий V осудил в 1307 году всех членов ордена Тамплиера как
еретиков. Три тысячи человек были казнены, а их колоссальным состоянием
завладел французский король
Филипп IV. Документы касающиеся этого процесса, Ватикан скрывает по сей
день.
Современному человеку трудно представить, какое огромное влияние в
средневековом государстве имели церковь и религия. Из-за страха
оказаться в аду после смерти, люди беспрекословно подчинялись воле
священников. Поэтому неудивительно, что единственной проповеди Урбана II
было достаточно, чтобы и господа, и простолюдины в состоянии
религиозного зкстаза ощутили яростную ненависть к народам-язычникам.
Этому событию предшествовало прибытие во Францию из Иерусалима группы
христиан с вестью о надругательстве турков
над Святой могилой и об угрозах повесить каждого христианина, прибывшего
в Иерусалим. Кроме того, с просьбой наказать язычников к Папе обратился
император Византии, после чего на Клермонском соборе и было объявлено о
начале крестового похода.
Рыцарское ополчение - защитники веры - из богатых и бедных, безземельных
и владельцев роскошных замков из Франции, Италии, Испании, Англии и
Германии отправилось в Иерусалим. Вообще-то Папа сгущал краски, призывая
к крестовому походу. Дело в том, что сторонники ислама, захватившие
Малую Азию, не допускали христиан и евреев даже во властные структуры,
если те не
вели себя уважительно. Но хитрый Папа стремился сгладить противоречия с
византийской церковью и расширить свою сферу влияния. Кроме того, он
надеялся на богатую военную добычу и был уверен, что упрочит свое
положение, собрав воедино разрозненные силы европейских стран, ведущие
бесконечные междоусобные войны. Объединяющая всех под знаком креста,
военная идея обещала сказочное обогащение церкви. И в первую очередь за
счет высоких налогов, которые обязаны были платить все крестоносцы.
Взамен этого им всем было
обещано Царство Небесное и богатая военная добыча на землях язычников.
Рыцари шли в Святую землю в тяжелых доспехах, у всех имелись запасные
лошади, припасы, много оружия. Там они встретились с противником, не
придерживающимся правил благородного боя, избегающим лобовых атак.
Арабский способ ведения боя - неожиданные атаки лучников и конницы -
заставили крестоносцев менять вооружение и тактику сражений.
Национальные исторические романы XIX столетия - немецкие, английские,
французские и т.д. - преобразили крестоносцев в идеальных народных
героев. При этом национальность литературного героя и время действия
существенной роли не играли. Важной лишь была универсальная христианская
догма.
Каждый помнит сцены из многочисленных фильмов о Робин Гуде, в которых
рыцарь-король Ричард Львиное Сердце (1157-1199), облаченный в кольчугу,
сражается под алым с золотыми шнурами стягом, перекрещенным белым
крестом и, появляясь перед братом Иоанном I Безземельным в полной боевой
амуниции с копьем и мечом, заставляет лже-короля дрожать от страха за
свою жизнь. Как известно, король Ричард Львиное Сердце - один из
предводителей рыцарей в III-м крестовом походе - заключил перемирие с
султаном Салах-ад-Дином (Саладином)
в 1192 году и, возвращаясь в Англию через немецкие земли, был схвачен по
приказу немецкого императора и заточен в неприступный замок. Он пробыл в
заключении целый год, пока родственники не выкупили его за огромную
сумму.
Немецким национальным героем III-го крестового похода был 68-летний
император Фридрих Барбаросса I, утонувший в реке Салеп (ныне р. Генсу,
Турция). Легенда гласит, что после этого на берегу реки появилась
надпись: "Я еще возвращусь". Имя императора Фридриха Барбароссы стало
символическим среди немецкого населения. И, пожалуй, не случайно уже в
XX веке неистовый фюрер Адольф Гитлер назвал операцию вторжения на
территорию Советского Союза "Планом Барбаросса".
Среди вождей-крестоносцев почитался в Западной Европе и Готфрид IV
Бульонский, герцог Нижней Лотарингии. Он первым во главе немецких
рыцарей ворвался в Иерусалим в 1099 году. Именно его и избрали
правителем Иерусалима, и он тогда же получил почетнейший титул "Защитник
гроба Господня".По материалам журнала "DWI"
|
Категория: МИСТИКА или РЕАЛЬНОСТЬ? | Добавил: sergkv (10.12.2011)
|
Просмотров: 339
| Рейтинг: 0.0/0 |
|