Киев издревле слыл городом мистическим. Поэтому не странно, что
его так облюбовали призраки - то в одном из музеев поселятся, то на
Андреевском спуске людей пугают, поговаривали, что один даже живет в
городской опере...
Есть свои потусторонние обитатели и в Киевском Национальном музее
медицины. Сегодня уже мало кто из киевлян помнит, что старинное здание
на улице Богдана Хмельницкого когда-то было анатомическим театром.
Начиная с 1853 года и до революции здесь обучались анатомии
студенты-медики Киевского университета святого Владимира.
За полтора века более 10 тысяч людей отдали свои тела науке, чтобы
будущие поколения врачей имели возможность обучаться не по муляжам и
рисункам, а на органах и суставах почивших людей. По словам директора
анатомического театра профессора Вельца, за 29 лет его работы было
"израсходовано" на научные цели 4300 трупов. После проведения
необходимых исследований все тела обязательно надлежало захоронить в
соответствии с вероисповеданием покойного. И это правило неукоснительно
соблюдалось. А были среди покойных и
военнопленные, и лица неизвестного происхождения, и те, кто завещал свои
тела на благо науки. Со временем анатомический театр стал городским
моргом - сюда до 1920 года свозили трупы со всего Киева...
Кстати, среди студентов, обучающихся в анатомическом театре, был и
будущий всемирно известный писатель Михаил Булгаков. Было время, когда
Булгакова чуть не отчислили из университета за неуспеваемость по
гистологии, которой он обучался во все том же анатомическом театре. Как
раз в то время будущий писатель встретил свою первую любовь Тасю Лаппа.
Но пожениться молодым удалось не сразу - отец Таси поставил условие:
Михаил должен сдать экзамены в университете. Не забыл писатель об
анатомическом театре и когда работал
над романом "Белая гвардия": именно в леднике, который сейчас находится
под музеем, его герой Николай Турбин искал среди покойников полковника
Най-Турса.
Духи пугали сотрудников музея
В 70-80 годах прошлого века в здании начали создавать Музей медицины.
Именно тогда его сотрудники стали замечать, что по ночам в музее
творится что-то неладное: слышатся голоса и крики, кажется, что кто-то
ходит по помещению...
"Бывало, сидишь вечером и кажется, что кто-то бегает рядом, прямо аж
воздух ходором ходит, -рассказывает работник музея Анна Антоновна. - Или
появлялось ощущение, что кто-то стоит рядом с тобой и тяжело дышит. А
если засыпаешь, то кажется, что тебе на грудь ложится что-то большое,
черное, и невозможно стянуть его. Когда начинаешь молиться, оно
потихоньку начинает сползать. Вот так каждый раз, когда на работу
приходишь, сидишь и не знаешь, чего ждать сегодня. Поменять работу тогда
просто не было возможности.
Начиналось зсе примерно с полуночи и до трех-четырех часов утра. Я
сидела на первом этаже, а на втором чего только не творилось: и трещало,
и стучало. Возьму фонарик, пойду посмотрю - нету никого. Как только
спускаешься - опять тоже самое - как будто ходит там кто-то. Сначала
думали, может через черный вход кто-то заходит. Но потом, когда в музее
уже была установлена сигнализация, шум, стук и шаги повторялись, а она
не срабатывала. Потом решили спать в другой комнате - думали там
поспокойнее будет. Специально
для этого обзавелись раскладушкой...
Как-то так сидела допоздна -звонка ждала. А потом только легла еще, и
заснуть не успела - смотрю, а от окна как будто идет мужская фигура в
длинном черном плаще и капюшоне. И глаза - черные, горящие. Меня он не
трогал - схватил за раскладушку и начал дергать, как будто сбросить
хотел. Я кричала, но понятно, что на помощь звать бесполезно. Потом, не
знаю как, собралась с силами, отпустила раскладушку и начала крестится и
молитву читать. Фигура сильно бросила меня об пол и, удаляясь обратно к
окну, исчезла. Друг
другу мы ничего не рассказывали - такое было время - боялись, что сочтут
за сумасшедших. А потом однажды заикнулась при сотрудниках, что
происходит здесь что-то ненормальное. Тогда одна моя сотрудница прямо
расплакалась, говорит: "А я уже думала, что с ума сошла".
Происходящее связывали с прошлым музея - души 10 тысяч людей, тела которых привозили сюда, не могли не оставить своего следа.
"Конечно, тогда в эпоху развитого социализма на это мало кто обращал
внимание. Ведь согласно идеологии того времени ничего подобного быть
просто не могло, - рассказывает директор музея Вадим Шипулин. - Тогда
люди тайком освятили здание. Когда я стал директором, на всякий случай,
тоже освятил музей. И сейчас вроде бы ничего аномального в музее не
происходит.
Не так давно о нас снимали телепередачу. Телевизионщики приводили сюда
медиума, который хотел выяснить, что же тогда происходило. И она сказала
нам, что у музея есть хранитель - очень сильный дух, оберегающий
здание. Находится он, по словам медиума, возле фигуры земского врача. И
еще она говорила о сорока неупокоенных душах.. Скорее всего, это души
тех несчастных, кости которых до сих пор находятся в леднике".
Интересный факт, что работников в музее сорок - ровно столько же,
сколько неупокоенных душ. Нельзя не вспомнить и о сильном духе -
хранителе здания. Дело в том, что здание не ремонтировалось уже более
150 лет! А с фигурой земского врача тоже связана интересная история.
Когда фигура создавалась, планировалось, что она должна быть похожа на
известного врача Пирогова, но фигура от чего-то до боли напоминает
Антона Павловича Чехова.
Вместилище неупокоенных останков
Упомянутый старинный ледник находится под музеем с 1907 года. Все
сохранилось в нем в том виде, когда в1920 году отсюда съехал городской
морг. После войны об этом помещении как-то забыли и нашли лишь в конце
80-х. Не обошлось без эксцессов: тогда в одной из киевских газет вышла
"сенсационная" статья "Крематорий в центре города". После этого в музее
работала следственная группа, которая установила, что ' никакого
крематория там не было.
Спускаемся по крутым ступенькам под землю. В бывшем морге темно и холодно. По коже невольно забегали "мурашки".
"Здесь был лифт, которым спускали трупы в подземелье, - рассказывает
работник музея. В свете его фонаря на полу видны узкие металлические
рельсы, - а по этой узкоколейке в специальной тележке перевозили трупы".
Дальше начинается комната, стены которой завешаны старыми поржавевшими
дверками. За ними прячутся ячейки разных размеров, в которых
непосредственно и хранили тела покойников. Всего таких ячеек 96. Все они
разных размеров.. Просвечиваем фонариком и видим; что во многих из них
до сих пор хранятся человеческие кости - останки тех, кого не
похоронили, перед тем как морг был забыт на десятки лет. Возможно,
именно их не отпетые души не могут найти покоя...
Отголоски криминальных событий
Недалеко от здания музея в 1911 году был убит политический деятель Петр
Столыпин. Кстати, планируется, что вскоре в музее появится его восковая
фигура.
В том же 1911 году потрясло не только весь Киев, но и прогремело на всю
Европу так называемое дело Бейлиса. Тогда на теле убитого мальчика
Андрея Ющинского насчитали 52 ножевых ранений. Вскрывал тело мальчика в
этом здании сам профессор Оболонский. Было много версий о возможных
причинах такого зверства: начиная от обычной криминальной расправы и
заканчивая ритуальным убийством. Настоящего убийцу тогда так и не нашли и
все списали на дело рук еврея Бейлиса... Г.Морковская
"Интересная газета. Мир непознанного" №6 2012 г.
|