cashbox |
|
Block title |
0d97c02014d4f7ee |
|
Найден ли Ноев ковчег
Ноев ковчег -
упоминаемое в Библии и Коране судно, которое построил праведник Ной по
велению Бога, решившего спасти семью единственного в то время праведника
и истребить потопом остальное человечество. Библия так говорит о
ковчеге: «И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо
земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли.
Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли
его смолою внутри и снаружи. И сделай
его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а
высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть
сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем
нижнее, второе и третье [жилье]» (Быт. 6:13-16).
Ной выполнил все в точности, как сказал ему Бог. Когда Ной вошел в
ковчег с женой, сыновьями и невестками, а также животными, которых он
туда взял по паре, пошел дождь, продолжавшийся сорок дней, и начался
потоп, покрывший всю поверхность земли. Над водами остался лишь поднятый
ими ковчег. Всякое живое существо, кроме тех, что там находились,
лишилось жизни. Лишь через сто пятьдесят дней вода пошла на убыль.
Когда воды потопа начали убывать, Ноев ковчег прибило к Араратским
горам. Ковчег не был похож на корабль, он был неуправляемым и
представлял собой строение в виде прямоугольного ящика из дерева гофер,
просмоленное изнутри и снаружи и состоящее из отдельных отсеков. Гофер,
из которого был сделан ковчег, - это смолистое дерево семейства
кипарисовых. Оно было излюбленным материалом для строительства судов у
финикийцев во времена Александра Македонского, и в наши дни этот
материал используется для постройки небольших
кораблей в том регионе. Дерево этой породы устойчиво к воздействию воды,
не подвержено гниению, известны случаи, когда двери и столбы, сделанные
из кипариса, простояли больше тысячи лет.
Ковчег был трехъярусным, что соответствовало тройственному членению
мироздания. В крыше его верхнего яруса было устроено световое окно, а
сбоку одного из ярусов была сделана дверь. Он имел внушительные размеры -
300 локтей в длину, 50 локтей в ширину и 30 локтей в высоту (134 х 22 х
14 м, таким образом, водоизмещение ковчега составляло 43 тыс. тонн).
Гора Арарат, куда, как следует из Библии, пристал ковчег, хоть и
является национальным символом Армении, находится на территории
современной Турции, недалеко от границ этого государства с Арменией и
Ираном. Высота горы - 5165 метров над уровнем моря, это одна из самых
высоких вершин мира.
С древних времен об этой горе и Ноевом ковчеге слагались легенды и
предания. В древних месопотамских мифах о ковчеге говорится как о судне,
которым можно управлять. «Эпос о Гильгамеше», составленный в третьем
тысячелетии до нашей эры, был записан клинописью на глиняных табличках.
ин повествует о корабле, имевшем форму куба со стороной 120 локтей
(примерно 54 метра), разделенном на семь помещений, в каждом из которых
имелось по девять отделений. Судно имело крепкую крышу, двери и окно. В
роли Ноя там
выступает Утнапиштим, который тоже спасся в ковчеге с различными
животными, а позже поведал об этом Гильгамешу. Правда, продолжительность
потопа в этом мифе существенно короче библейского варианта - в эпосе о
Гильгамеше он длится всего неделю. Из совпадений обращает на себя
внимание способ, с помощью которого хозяин ковчега определял, появилась
ли свободная от воды земля. Но и тут есть нюансы. Утнапиштим выпустил из
ковчега сначала голубя, который вернулся на борт ковчега, не найдя
сухого места, где бы можно
было сесть, потом была выпущена ласточка. Ной в аналогичной ситуации
выпустил сначала ворона, а потом дважды голубя.
Согласно мифам, боги указали детальный план судна. Что интересно,
глиняные таблички с записанным на них «Эпосом о Гильгамеше» обнаружили
не так далеко от Арарата, на юго-востоке Турции, в провинции Шанлыурфа, в
долине Харран.
Ноев ковчег упоминается вавилонским языческим жрецом Веровом в 275 году
до нашей эры. Он пишет о корабле, который в Армении опустился на грунт, и
упоминает, что смолу с корабля соскабливали и делали из нее амулеты.
В III веке до нашей эры это же сообщают и греческие источники: в горах
Армении лежит древний ковчег, от которого местные жители отдирают смолу и
используют ее как противоядие, а также делают из нее амулеты от
недугов, несчастий и безответной любви. О подобном использовании смолы с
ковчега рассказывают и средневековые предания: смолу растирали в
порошок, растворяли в воде и пили как средство от отравления ядами.
Древнееврейский историк I века нашей эры Иосиф Флавий подробно пишет о
Ное, Всемирном потопе и ковчеге: «Одну часть корабля можно обнаружить
еще и сегодня в горах Армении - там люди набирают смолу для изготовления
амулетов». В своем сочинении «Иудейская война» автор делится
любопытными сведениями: «Армяне называют это место, где ковчег остался
лежать навеки, причалом и показывают сохранившиеся до сегодняшних дней
его части».
Несколько неожиданную версию этой истории приводит другой автор I века
нашей эры, Николай Дамасский, в своей «Хронике мира». По его словам, «в
Армении есть высокая гора, называемая Барис, на которой находили
спасение многие беглецы от Всемирного потопа. Там же, на вершине этой
горы, остановился один человек, приплывший в ковчеге, обломки которого
сохранились там на долгое время». Барис, или Масис, - древние армянские
наименования горы Арарат.
Попытки найти легендарный ковчег предпринимались начиная с IV века нашей
эры. Естественно, главным объектом внимания искателей ковчега была гора
Арарат. Путешественники, чьи караваны проходили в тех местах, упоминали
о большом корабле, который они видели поблизости от вершины горы. О
ковчеге писали античные и средневековые авторы, в том числе фламандский
путешественник, монах и дипломат, посол при дворе монгольского хана в
XIII веке Биллем Рубрук и знаменитый венецианский путешественник
XIII-XIV веков Марко
Поло. Он проезжал мимо Арарата по пути в Китай. В «Книге о разнообразии
мира...», в которую вошли записанные за великим путешественником
рассказы, упоминается и Армения: «Вы должны знать, что в этой стране
Армении на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег, покрытый вечными
снегами, и никто не может туда, на вершину, забраться, тем более что
снег никогда не тает, а новые снегопады дополняют толщину снежного
покрова. Однако нижние слои его подтаивают, и образующиеся ручьи и реки,
стекая в долину,
основательно увлажняют окружающую местность, на которой вырастает тучный
травяной покров, привлекающий летом изо всей округи многочисленные
стада травоядных крупных и мелких животных».
О недоступности древней святыни для осмотра рассказал в 1316 году главе
католической церкви, пребывавшему в то время в Авиньоне, монах
францисканского ордена Одерих: «Люди, живущие там, говорили нам, что
никто не забирался на гору, так как это, вероятно, могло не понравиться
Всевышнему». Противоречивые сведения и труднодоступность данных районов
даже в наше время невольно заставляют внимательнее прислушаться к этим
словам средневекового монаха.
Об араратской реликвии упоминает и немецкий путешественник начала XVI
века Адам Олеарий. В своих путевых заметках «Путешествие в Московию и
Персию» он писал: «Армяне и персы считают, что на упомянутой горе все
еще находятся обломки ковчега, которые с течением времени стали твердыми
и прочными, как камень».
В Эчмиадзинском монастыре, резиденции армянского католикоса - главы
Армянской апостольской церкви, с давних времён хранится кусок
корабельного дерева, привезенный из экспедиции, предпринятой одним
монахом еще во времена святого Григория Просветителя - первого епископа
Армении, жившего во второй половине III - первой половине IV века.
Сведения об этой экспедиции также обросли легендами. Рассказывают, что
всякий раз, когда упомянутый монах пытался подняться на гору, он
засыпал, а просыпался уже в своем монастыре.
Однажды он услышал голос, сказавший ему, что вершина Арарата - запретная
территория, но в награду за старания он получил небольшой кусок дерева
от Ноева ковчега. Именно этот фрагмент и хранится в монастыре Эчмиадзин.
Согласно легендам, остатки ковчега Ноя до сих пор находятся на горе Арарат среди нетающих льдов.
В Коране речь идет о Ное, точнее, Нухе, что весьма похоже на библейский
вариант его имени на языке оригинала - Hoax. По версии Корана, корабль
Нуха пристал в горах Аль Джуд (с арабского - вершины). Кандидатами в эти
вершины, наряду с традиционным Араратом, считаются еще два горных пика
Ближнего Востока.
Начиная с первой половины XIX века поиски ковчега стали проводиться
активнее. Путь на знаменитую гору проложил французский альпинист Фридрих
Пар-ро, правда, шел он туда со спортивной целью, и поиски ковчега в его
задачу не входили. В честь альпиниста был назван ледник на
северо-западных склонах горы.
В сентябре 1829 года на Арарат взошли два солдата 41-го егерского полка,
которых сопровождали армянский крестьянин Ованес Абовян и будущий
классик армянской литературы Хачатур Абовян.
В 1840 году сообщение об обнаружении ковчега напечатал турецкий журнал,
выходящий в Стамбуле. В статье подробно описывалось, как были найдены
реликвии. Экспедиция, которую турки снарядили для исследования снежных
обвалов, происходивших на горе Арарат, обнаружила торчащий из ледника
гигантский каркас из темного, почти черного, дерева. Удалось даже
проникнуть внутрь ковчега. Участники экспедиции пришли к выводу, что
корабль был устроен для перевозки скота. Его помещения были разделены на
отделения по 15 футов
(4,5 м) высотой. Войти смогли лишь в один из этих отсеков, поскольку
остальные были заполнены льдом.
В 1876 году экспедицию на Арарат снарядил английский лорд Брайс. На
высоте 13 тыс. футов (4,3 км) он обнаружил обработанные бревна и взял
кусок такого бревна длиной 4 фута (1,2 м).
В апреле 1892 года священник Халдейской несторианской церкви архидиакон
Нури и пятеро сопровождавших его людей недалеко от вершины горы
обнаружили большое деревянное судно. Свой восторг от увиденного Нури
изложил в журнале «Английский механик» от 14 ноября 1892 года. Он
рассказал, что можно было увидеть переднюю и заднюю части ковчега, а
средняя его часть находится подо льдом. Сам ковчег сделан из толстых
досок темно-коричневого цвета. Нури произвел замеры и обнаружил их
точное соответствие размерам,
приводимым в Библии. Позже Нури организовал общество с целью сбора
средств для второй экспедиции, деньги поступали успешно, однако вскоре
выяснилось, что турецкое правительство отказалось выдать разрешение на
вывоз ковчега за пределы Османской империи.
ХХ век с его техническими новшествами открыл новые возможности для
разгадки тайны Ноева ковчега. Подробное описание увиденного в горах
оставил пролетавший в 1916 году в небе над Араратом российский летчик В.
Росковицкий. «Мы - группа русских авиаторов - базировались на временном
аэродроме примерно в 25 милях к северо-западу от горы Арарат», - пишет
он. Во время испытательного полета вокруг заснеженного купола Арарата,
сделав плавный длинный спуск к южному склону, Росковицкий увидел озеро:
«Мы
сделали еще круг и вернулись еще раз взглянуть на него. Внезапно мой
напарник что-то закричал, возбужденно показывая туда, где озеро
переливалось через край. Я взглянул и чуть не упал в обморок! Мы видели
короткие и толстые мачты, но верхняя часть была вдоль корпуса. Как будто
проектировщик ожидал, что через верхнюю палубу будут почти все время
перекатываться волны, и сделал свое судно так, чтобы оно бултыхалось в
море, как бревно, а короткие мачты с парусами лишь помогали держать его
против волны. Мы снизились
насколько возможно и сделали несколько кругов над озером. Когда мы
приблизились, нас удивили размеры судна: длиной оно было с городской
квартал. Оно лежало на берегу, а его кормовая часть (примерно на
четверть общей длины) уходила в воду. Судно было частично разобрано
спереди и с кормы и имело огромный дверной проем - около 20 квадратных
футов; даже сейчас корабли редко имеют дверь и вполовину такой».
Рапорт о сенсационной находке немедленно отправили императору Николаю
II, и вскоре в тот район была выслана экспедиция в сопровождении 150
солдат. Судно обнаружили, провели необходимые замеры и отсняли
фотографии. Ковчег состоял из сотен маленьких помещений и нескольких
больших, с высокими потолками, в которых была устроена специальная
ограда из толстых столбов. В маленьких отсеках имелись клетки. Изнутри
корабль был расписан красками, похожими на воск. Судно было сделано из
олеандра и сохранилось, судя по всему,
благодаря пребыванию в нетающих снегах Арарата. Выше корабля, по
направлению к вершине горы, были обнаружены обгоревшие бревна, которых
не хватало в одном из бортов. Из них было построено небольшое жилище, в
котором находился выложенный из камней очаг. Отчет об экспедиции был
представлен российскому правительству, однако началась революция, и было
уже не до научных изысканий. Все документы, связанные с этой
экспедицией, были утеряны, а вскоре окрестности Арарата заняли турецкие
войска, закрывшие доступ в этот
район.
Также с воздуха, с высоты 30 метров, ковчег был замечен летом 1953 года,
и даже было сделано шесть довольно четких фотографий. Их автор -
американский нефтяник Джордж Грин. Однако наземную экспедицию ему
снарядить не удалось, фото же исчезли вскоре после смерти Грина в начале
1960-х годов.
Спустя два года, в 1955-м, состоялась успешная экспедиция испанского
исследователя Фернана Наварра. Он обнаружил ковчег среди льдов. Тогда
удалось извлечь Г-образный брус и несколько досок обшивки. Вторую
экспедицию Наварра совершил лишь в 1969 году, когда удалось собрать на
нее средства с помощью американской организации «Поиск». Во второй раз
он вновь привез с Арарата несколько досок. Был проведен радиоуглеродный
анализ находок, позволивший установить их возраст. И тут возникли
разногласия. Анализ,
сделанный в США, показал возраст дерева 1400 лет, а вот анализы,
сделанные в Бордо и Мадриде, дали другой результат - 5000 лет. Этот
возраст близок к библейскому. По мнению сотрудников лабораторий в Бордо и
Мадриде, результат американцев объясняется загрязнением дерева
чужеродной примесью.
Вскоре после Фернана Наварра на поиски ковчега направился 70-летний
американец из Сан-Франциско Джон Либби, за три года он совершил семь
восхождений на Арарат. Ни одно из них, однако, не увенчалось успехом.
В газете «Daily Telegraph» за 13 сентября 1965 года были опубликованы
сделанные со спутника фотографии, на которых ясно виднелись очертания
судна.
Еще одна успешная экспедиция на Арарат была осуществлена в 1974 году.
Том Кротсер, несколько раз поднимавшийся на гору, вернулся с находкой.
Он принес с собой доску от ковчега и яркие впечатления от увиденного.
«Да там этого дерева 70 тысяч тонн, клянусь своей головой!» - с блеском в
глазах поведал исследователь. Радиоуглеродный анализ не разочаровал:
возраст находки составлял 4000-5000 лет.
В том же 1974 году турецкие власти закрыли для посещений этот район как
стратегический, поскольку он лежал на границе Турции с Советским Союзом,
а во времена холодной войны это была еще и граница блока НАТО с
социалистическим лагерем.
В 80-е годы последовало несколько экспедиций, которые не принесли
каких-либо вразумительных результатов, а в 2000-х на поиски ковчега
пустились россияне - востоковед Андрей Поляков и исследователь
аномальных явлений Вадим Чернобров, однако они так ничего и не нашли.
Ковчег сохранился (если мы так можем утверждать) лишь благодаря
климатическим условиям, а именно высокогорным льдам. Сообщения об
обнаружении ковчега появляются в теплое время года, в основном в августе
и начале сентября, когда льдов в горах становится меньше.
Итак, библейская загадка лишь приоткрывается перед отдельными
исследователями и энтузиастами, но от этого не перестает, как и сотни
лет назад, волновать наши умы. Она нашла отражение в словах Джеймса
Ирвина, одного из участников экспедиции 1984 года, не принесшей ответов
на задаваемый с таким постоянством вопрос - что же в самом деле скрывают
снега Арарата. «Важно понять, - провозглашает он, - желает ли Бог,
чтобы ковчег был вновь открыт. Если Он сохранял его все эти годы, для
этого должна быть очень серьезная
причина».А.В.Дзюба "Тайны и загадки истории и цивилизаций" |
|
|
Категория: МИСТИКА или РЕАЛЬНОСТЬ? | Добавил: sergkv (19.06.2011)
|
Просмотров: 460
| Рейтинг: 0.0/0 |
|