В конце каждого года, 25 декабря, христиане Западной Церкви празднуют
Рождество Христово. Эта традиция своими корнями уходит в глубину веков.
25 декабря 360 г. римский епископ Либерий (352-366 гг.) посвящал в
монахини сестру Марцеллу. Обращаясь к ней, он сказал: "Ты видишь,
сколько собралось народа в день праздника Рождения твоего Жениха
(Христа)". Отсюда видно, что уже в IV веке празднование Рождества
Христова именно в этот день было принято на Западе как церковное
установление.
Ранние христиане не праздновали Рождество Христово. Появление нового
праздника в христианстве связано с желанием церкви распространить свою
веру и вытеснить все другие религии. Во II-IV вв. христианство очень
активно соперничало с митраизмом, который был распространен в Римской
империи. Митра - солнечный бог; наступление Нового года древние
связывали с приходом весны, началом сельскохозяйственных работ и
отмечали праздник 22 декабря (день солнечного солнцеворота). Стремясь
вытеснить культ Митры, христианская церковь видоизменила митраистское
празднование "рождения непобедимого бога-Солнца", превратив его в
праздник Рождества Христова.
Первыми Рождество стали праздновать христианские общины в Риме, а самое
раннее упоминание относится к 354 году. Принятие праздника для всего
христианского мира произошло лишь спустя столетие в 431 году на Эфесском
соборе.
По сравнению с Европой, на Руси традиция празднования Рождества Христова
появилась достаточно поздно - в X веке после принятия новой веры -
христианства. Христианские праздники тесно переплетались с языческими
культами, и Рождество не стало исключением, впитав в себя традиции
зимнего древнеславянского праздника в честь духов-предков (святки).
Пережитки этого языческого праздника сохранились в "святочных" обрядах
(ряженые, гаданье), ставших со временем неотъемлемой частью Рождества.
Этот праздник совпадал с языческими празднествами, которые проводились
ранее у греков, римлян и языческих народов Запада. Церковь должна была
бороться против языческих обрядов этого празднества, которые соблюдались
наряду с новыми, христианскими. Одним из самых действенных средств для
обращения народных обрядов в христианское празднество стало увеличение
церковных служб в эти дни, торжественность их совершения. Для этого
стали организовывать особые церковные зрелища - "мистерии" из жизни
Иисуса Христа.
Рождество Христово праздновалось в Средние века с особой
торжественностью. Накануне праздника храмы, роскошно украшенные и
освещенные тысячами свечей, были переполнены молящимися. Вся ночь
проходила в совершении разных служб при участии хора певчих и всех
прихожан. В числе древнейших церковных гимнов был, например, гимн,
повествующий о поклонении пастухов родившемуся Богомладенцу. С XI века в
Западной Церкви становится известен обряд-мистерия "Поклонение
пастырей". Такой обряд совершался в ночь накануне первого дня праздника,
между утренней и ранней обедней - мессой. На мраморном столике,
возвышавшемся над главным престолом, устраивались ясли, в которых
находилась статуя или изображение Девы Марии. Пять старших
священников-каноников в церковном облачении с амиктами (льняными
платками) на голове и с жезлами в руках представляли собой вифлеемских
пастырей у входа в алтарь. К ним подходил мальчик из хора, изображавший
ангела, и возвещал пастырям Рождение Спасителя, произнося евангельские
строки.
Пастыри проходили в алтарь, а в это время дети-певчие, стоявшие в разных
местах храма, представляли небесное ангельское воинство и пели: "Слава в
вышних Богу..." Затем пастыри направлялись к яслям с пением гимна в
стихах. Здесь их ожидали два каноника, условно представлявшие двух
женщин, находившихся при Святой Деве. Они спрашивали: "Кого ищете в
яслях, пастыри?" - "Мы ищем, - отвечали они, - Спасителя, Христа".
Женщины (каноники) отдергивали завесу, которая скрывала статую Младенца
Иисуса. Указывая на нее, они говорили: "Вот он -этот Младенец, со Своей
Матерью". Тогда пастыри преклонялись перед Ним и приветствовали Деву
Марию гимном: "Буди благословенна Царица неба", а потом торжественной
процессией возвращались в алтарь. При этом они пели: "Аллилуйя,
аллилуйя! Воспойте же Его пришествие!" Затем следовал возглас
священника, которым начиналось совершение обедни.
Такова одна из древнейших мистерий, которая в виде так называемого
"Вертепного действа" была известна и на Западной Украине, куда перешла
из Польши, Интересно, что Византия в этом отношении опередила Запад:
здесь мистерии появились уже в V-VI веках, а в Х-ХI веках в церкви
святой Софии в Константинополе и других городах торжественно
устраивались драматические представления. Что касается Западной Церкви,
то здесь мистерии развивались в связи с богослужением. Само название
средневековых действ - "мистерии" - указывает на это: "мистериум" или
"министериум" означает "служба, церковный обряд".
Из числа рождественских мистерий, находившихся еще в связи с церковным
богослужением, но уже наполовину отделившихся от него, можно привести
одну, содержащуюся в мюнхенской рукописи начала XIII века. Мистерия
открывалась появлением "пророков Христа". Этим прологом обычно
начинались рождественские мистерии. Каждый из них произносил свое
пророчество о Спасителе, затем возвещал о рождении Христа, пелись
рождественские церковные гимны.
После этой сцены по порядку евангельского повествования следовали
Благовещение Деве Марии, поклонение волхвов и пастырей, гнев Ирода,
убиение невинных младенцев и бегство в Египет Святого Семейства. Все эти
события передавались в соответствии с евангельским повествованием. В
частных же сценах евангельские эпизоды уже дополнялись и вымышленными
сценами.
С большой выразительностью исполнялся обряд Поклонения волхвов. Возле
яслей находилось ложе Марии, возле которой стоял праведный Иосиф, "в
соответственном его роли одеянии и с длинной бородой, - как говорится в
указаниях постановки мистерии. - Вверху видна звезда". Ясли устраивались
уже не у церкви, а на церковном дворе, где и происходило представление
мистерии и где делались разные приспособления: трон для Ирода, места для
окружавшей его свиты, для воинов и оруженосцев, места для иудейских
законников, которых призвал Ирод, для сцен в Египте и т.п.
Возвращаясь от яслей, пастухи встречались с волхвами, и между ними
происходил разговор, после чего волхвы беседовали про появившуюся на
небе необычную звезду. "Я изучал звезды, - говорил первый из них, - их
природу и различное движение, и я в совершенстве знаю их число. Но когда
я смотрю на эту звезду, то более и более удивляюсь, потому что еще
никто, кажется, не видел еще такой... Однако после более внимательного
размышления я прихожу к выводу, что родилось Дитя, Которому покорится
мир и перед Которым вострепещет вся вселенная"... Два других восточных
мудреца не уступали первому в ученых рассуждениях.
Автор мюнхенской мистерии был, несомненно, лицом церковным - монахом, и,
может быть, одним из преподавателей в монастырской школе. Воспитанники
таких школ обычно принимали участие в представлении мистерии. И не
случайно, что эта рукопись была написана в Мюнхене, - ведь "мюнх"
по-немецки "монах", и город когда-то рос вокруг монастырских стен... С
середины XIII века в больших городах Западной Европы стали появляться
особые корпорации, члены которых специально занимались организацией
мистерий во время церковных праздников. Представители Церкви лишь
наблюдали за общим ходом дела, так как Церковь по-прежнему поддерживала
такие действа. Так продолжалось до XVI, а в Испании - до XVII-XVIII
веков, после чего мистерии вышли из церковного обихода. Но и сегодня
почти в каждом храме в рождественские дни можно увидеть влияние былых
мистериальных традиций: скульптурное изображение яслей Христовых,
лежащего в них Богомладенца, стоящих рядом Деву Марию и праведного
Иосифа. А перед яслями - фигурки пастухов и волхвов, пришедших
поклониться Спасителю мира.
Из сохранившихся источников известно, что маскарады устраивали еще в
ХIV-ХV веках! В Англии, например, на 12-й день святок устраивали
праздник-маскарад, напоминающий наши славянские забавы с ряжеными. В
каждом замке из всех "заводил", весельчаков и шутников выбирался самый
веселый и нарекался "Лордом беспорядка". "Лорд" подбирал для себя
"свиту" и все вместе они организовывали развлечения, танцы и маскарады.
Вся команда была разодета в яркие одежды, украшенные лентами и
колокольчиками. В Шотландии такой "массовик-затейник" назывался "Мнимым
аббатом", что не меняло самой сути его предназначения - устраивать
праздник с играми и танцами для односельчан. В его свите обязательно был
парень, наряженный лошадью. Как тут не вспомнить нашу славянскую
"Козу", с которой молодёжь ходила по деревне шумной и весёлой компанией!
Украшение домов на Рождество вечнозелеными растениями имеет
дохристианское происхождение. Во время празднования сатурналий в Риме
ветви лавра и других растений широко использовались в торжественных
процессиях и для украшения домов. В странах Северной Европы вечнозеленые
растения, не сбрасывающие листву на зиму, воспринимались как символ
вечной жизни и были объектами религиозного поклонения. Омела считалась
священной у друидов Британских островов, которые приписывали ей
множество волшебных свойств. Для римлян она была символом мира: если
враги встречались под ее сенью, это означало, что они сложили оружие и
заключили перемирие (отсюда обычай целоваться под омелой). Другим
популярным с праздником зимнего солнцестояния. Полено (а иногда и целый
ствол дерева) выбиралось на Сретение и тщательно сберегалось, чтобы за
лето оно успело как следует просохнуть. В рождественский сочельник
полено сжигалось в очаге вместе с углями от прошлогоднего полена.
Рождественские свечи своим происхождением обязаны еврейскому празднику
Ханукка (посвященному повторному освящению Второго храма в Иерусалиме,
164 до н.э.). В средние века существовал обычай устанавливать свечу в
центр венка из лавровых ветвей и зажигать ее в рождественский сочельник,
а затем и в каждый вечер рождественской недели. Этот обычай был
особенно распространен в Ирландии, где в рождественский сочельник
католики в период гонений ставили свечи на подоконники в своих домах,
чтобы священник, оказавшийся поблизости, мог найти этот дом и отслужить в
нем мессу. В Америку этот обычай принесли ирландские иммигранты в XIX
веке. Именно он положил начало современному обычаю украшения домов и
общественных зданий иллюминацией.
В католических странах символом праздника и элементом праздничного
убранства служит не столько рождественское дерево, сколько
рождественские ясли. Обычно они рождественским украшением был и остается
остролист, которому также приписывались чудесные свойства. Согласно
одной из легенд, Христу перед распятием возложили на голову венец из
колючего остролиста; отсюда - обычай украшать дома рождественскими
венками. В Средневековье рождественское полено у германских племен
Северной Европы было элементом обрядов, связанных представляют собой
уменьшенную копию вертепа (пещеры), в котором родился Христос, с
фигурками Марии, Иосифа, пастухов, волхвов и животных, окружающих ясли с
младенцем Иисусом. По преданию, этот обычай установил св. Франциск
Ассизский в Греччо (Италия): в рождественский сочельник 1223 он устроил
ясли с настоящими людьми и животными в роли евангельских персонажей.
Источник: "Интересная газета. Загадки цивилизации" №24 2011 г.
|