Около
20% автозаправочных станций (АЗС) Украины реализуют топливо
сомнительного качества, считает заместитель директора
научно-технического центра (НТЦ) "Психея" (Киев) Геннадий Рябцев.
"Около 2 тыс. АЗС продают бензин на границе рентабельности, или "в
ноль", или вообще "в минус". Это означает, что, либо не платятся налоги,
либо применяются серые схемы, либо реализуется некачественное топливо
... Это непрямой метод анализа, но он позволяет говорить, что около 20%
АЗС не полностью соответствуют требованиям по качеству реализуемого
бензина", - отметил он в ходе пресс-конференции в Киеве во вторник.
В свою очередь президент объединения "Ассоциация операторов рынка
нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук отметил, что основной причиной
сложившейся ситуации является отсутствие контроля качества топлива со
стороны государства.
"На всю страну 10 лабораторий способны проводить полную проверку всех
видов нефтепродуктов, это включая заводские. То есть, грубо говоря, по
одной лаборатории на 1 тыс. АЗС. И еще вопрос, проверяют ли они?", -
подчеркнул эксперт.
По подсчетам Г.Рябцева, государству достаточно выделять 0,3% акцизных
поступлений для проверки каждой АЗС страны по всем видам нефтепродуктов
один раз в год.
"Однако средства не выделяются вообще. Государственная система контроля качества разрушена", - отметил он.
По мнению экспертов не менее серьезной причиной ухудшения ситуации
является продление действия старых стандартов на нефтепродукты
(соответствующих требованиям Евро-2, Евро-3).
"Устаревшая нормативная база стимулирует к заполнению рынка
некачественным топливом ... Производить в Украине топливо высокого
качества не выгодно, поскольку приходится конкурировать с партиями
низкокачественных нефтепродуктов, произведенных на основе компонентов,
опытными партиями", - отметил Г.Рябцев.
Как сообщалось, Украина в очередной раз отложила полный переход на
стандарты качества нефтепродуктов, соответствующие требованиям Евро-4 и
Евро-5, до июля 2012 года.
С 1 января 2012 года украинские нефтеперерабатывающие заводы должны
были полностью перейти на стандарты ДСТУ 4839:2007 и ДСТУ 4840:2007,
соответствующие требованиям Евро-4 и Евро-5.
Готовность еще с начала 2011 года освоить выпуск нефтепродуктов,
соответствующих требованиям Евро-4 и Евро-5, подтвердили Одесский,
Кременчугский (Полтавская обл.) и Лисичанский нефтеперерабатывающий
заводы (Луганская обл.).
По мнению Американской торговой палаты (American Chamber of Commerce
in Ukraine, ACC), отсрочка перехода на стандарты топлива Евро-4 и Евро-5
замедлит развитие украинской нефтеперерабатывающей отрасли и негативно
скажется на доверии инвесторов к государству.
Негативно оценивают отсрочку и компании Shell, Orlen Lietuva (Литва),
ПАО "Концерн Галнафтогаз" (Львов), "Параллель" (Донецк), ряд отраслевых
экспертов.