Каменев Максим Владимирович
В сфере госзакупок масштабные перемены. За два месяца, истекшие с
начала года, Верховная Рада приняла за основу уже три законопроекта,
инициированные Кабинетом министров, которые выводят из сферы действия
тендерного законодательства практически все государственные предприятия,
а также большинство коммунальных предприятий и ряд
научно-исследовательских центров.
Вслед за правительственными законодательные инициативы по организации госзакупок начали поступать и от народных депутатов (см. "Законопроекты о корректировке").
Три залпа
Понемногу
корректировать действующий Закон о государственных закупках власти
начали еще в прошлом году. Так, 22 декабря 2011 г. парламент утвердил
Закон №4220, который изменил правила закупки работ в строительной
отрасли. В соответствии с этим документом, закупку работ у строительных
компаний на тендере проводить обязательно только в тех случаях, если их
стоимость превышает 1 млн грн.
Ранее порог был примерно втрое меньшим - 300 тыс.грн. Как оказалось,
это было только начало. В тот же день, 22 декабря, Кабмин направил в
парламент проект закона (№9634),
который предусматривает освобождение всех госпредприятий от
необходимости проведения торгов. Единственное исключение - средства,
полученные из госбюджета, госпредприятия обязаны "осваивать" с
применением процедуры торгов.
Еще в августе прошлого года парламент, также с подачи Кабмина,
утвердил новую редакцию Закона о госзакупках, в результате чего от
необходимости проводить торги освободили около 25% госпредприятий (см.
статью "Крутят госом").
По данным Госстата, в прошлом году после проведения торгов
госструктуры заключили договоров на 325 млрд грн. Для сравнения: в 2010
г. - на 131 млрд грн., а в 2009 г. - на 43 млрд грн. Такое стремительное
увеличение объясняется просто: действующий Закон о госзакупках был
принят только в июне 2010 г. (см. статью "Надавили на жалость").
Напомним: до его вступления в силу госпредприятиям при закупке
товаров, работ и услуг не требовалось проводить тендеры. Поэтому не было
публичной информации о том, как они расходовали деньги, т.е. эта сфера была фактически неподконтрольна общественности, непрозрачна (см. статью "В три отката").
Таким образом, в случае принятия законопроекта №9634 около 2/3 рынка
госзакупок уйдет в тень. Результаты закупки каким-либо госпредприятием
не нужно будет публиковать в "Вестнике госзакупок", в том числе и в его
электронной версии.
В то же время благодаря этому бюллетеню сейчас можно отслеживать
траты бюджетных средств и выявлять, к примеру, факты расходования
немыслимых сумм на разработку технико-экономического обоснования
национального проекта "Олимпийская надежда" или печально известную
"вышку Бойко" (см. статью "Зимние забавы").Законопроекты о корректировке действующего Закона о госзакупках, зарегистрированные в Верховной Раде
Вместе с тем эксперты отмечают, что имеющие доступ к бюджетным
деньгам уже нашли кое-какие лазейки, с помощью которых можно избежать
излишней огласки.
"Например, предприятия могут получить доступ к предусмотренным в
госбюджете субвенциям для обновления основных фондов, только если
проведут торги по закупке оборудования. Но если вместо субвенции
выделяется дотация на поддержку той или иной отрасли, то она проходит по
графе "в общем", поэтому для "освоения" этих денег тендеры проводить не
надо", - говорит Алексей Кляшторный, директор Всеукраинского профсоюза
"Народная солидарность" (г.Киев; с 2009 г.; объединяет 23 организации).
Уже 7 февраля Кабмин направил в парламент очередной законопроект (№10006), в котором предлагается освободить от проведения торгов
по закупке товаров, работ и услуг практически все коммунальные
предприятия, а также предприятия, занимающиеся транспортировкой и
распределением газа и электричества.
Кроме того, в этот же день в повестке дня парламента в очередной раз появился еще один законопроект Кабмина (№9451),
который с ноября 2011 г. пылился в Секретариате Верховной Рады. В этом
документе предусмотрена отмена обязательных торгов для
научно-исследовательских институтов, по той причине, что разработки
ученые осуществляют медленно из-за сложностей, связанных с покупкой
научного оборудования.
Еврофига
Следует отметить, что распространение тендерного законодательства на
закупки, проводимые госпредприятиями, является одним из ключевых
условий, которые Евросоюз выдвигает Украине в процессе переговоров о
создании зоны свободной торговли (ЗСТ) и ассоциации (см. статью "Пытательный срок").
Ведь только в таком случае европейским компаниям гарантирован доступ к
контрактам украинских предприятий. Именно под давлением ЕС в 2010 г.
Верховная Рада утвердила действующий Закон о госзакупках (см. ссылку на статью "Надавили на жалость").
Любопытно, что инициативы правительства по изменению тендерного
законодательства поразительным образом совпали с "пробуксовкой" процесса
подписания соглашения о ЗСТ и ассоциации с ЕС. Напомним: руководство
нашей страны рассчитывало завизировать эти документы до конца прошлого
года, но этого не произошло.
По мнению Валерия Гладкого, генерального директора исследовательского
центра "БЭСТ" (г.Киев; с 2008 г.; 11 чел.), правительство решило
воспользоваться переносом сроков подписания соглашения о ЗСТ и
ассоциации и обеспечить госструктурам комфортные условия работы по
освоению бюджетных средств. Тем временем такие действия Кабмина уже
вызвали беспокойство у европейцев. По информации БИЗНЕСа, если описанные
выше корректировки тендерного законодательства вступят в силу, ЕС может
отложить дату подписания соглашения о ЗСТ и ассоциации на
неопределенный срок.
"В таком случае, украинская сторона не выполнит свое обещание по
гармонизации законодательства в соответствии с нормами ЕС, что сделает
невозможным подписание соглашения о ЗСТ", - объяснил корреспонденту
БИЗНЕСа сотрудник посольства ЕС в Украине, пожелавший остаться
неназванным. По его словам, правительству условия ЕС хорошо известны.
"Украинская сторона занимает странную позицию, мол, давайте сначала
подпишем договор, а потом мы все приведем в порядок", - говорит
еврочиновник.
Безвластие
К тому же пока непонятно, кто из чиновников Кабмина отвечает за
процесс корректировки тендерного законодательства и проведения торгов.
Ведь уже почти месяц кресло главы Министерства экономического развития и
торговли (а этот орган является ответственным за сферу госзакупок)
остается вакантным. Более того, сразу же после увольнения из
правительства Андрея Клюева ушел в отставку Александр Анипко, директор
департамента госзакупок Минэкономразвития. Его называли "человеком
Клюева".
Тем не менее непонятно, почему г-н Анипко покинул такую хлебную
должность, не дождавшись назначения нового министра. По информации
БИЗНЕСа, еще до своего назначения на пост первого вице-премьера
направление госзакупок взялся курировать Валерий Хорошковский. За
непродолжительное время его руководства Министерством финансов там даже
была создана рабочая группа по госзакупкам. Но ее нынешняя судьба
неизвестна.
По сути, сейчас за проведение тендеров в правительстве отвечает
только Вадим Копылов, который пока исполняет обязанности главы
Министерства экономического развития и торговли. Если парламент утвердит
предложенные правительством изменения Закона о госзакупках, влияние
нового министра на эту сферу будет существенно ограничено.
Ведь если правила проведения торгов не будут распространяться на
госпредприятия, Минэкономразвития лишится возможности выдавать
разрешения на проведение закупки у одного участника и рычагов для
контроля за денежными потоками.
Время лоббистов
Периодом "безвластия" поспешили воспользоваться лоббисты из числа
народных депутатов. Так, незадолго до увольнения г-на Клюева Ярослав
Сухой, народный депутат от "Партии Регионов", совместно со своим
коллегой Вячеславом Богуслаевым, владельцем АО "Мотор Січ", направили в
Комитет Верховной Рады по вопросам экономической политики законопроект
№9748 "О внесении изменений в Закон Украины о государственных
закупках".
Суть этих нововведений в том, чтобы предоставить предприятиям
авиационной промышленности право закупать товары, работы и услуги без
проведения тендеров. Сам г-н Сухой необходимость принятия этого
документа аргументировал просто: при строительстве самолета или
вертолета необходимо закупать тысячи деталей, и тендеры затягивают сроки
сдачи аппарата.
"Возникает угроза штрафных санкций со стороны заказчика", - говорит
народный депутат. Показательно, что в роли лоббистов выступили не только
"регионалы", но и представители оппозиции. Так, 22 февраля Верховная
Рада приняла закон, который разработал вице-спикер парламента Николай
Томенко (законопроект №9515). Сейчас он направлен на подпись Президенту.
Документ предлагает разрешить библиотекам без проведения тендеров
закупать книги и "другие бумажные и электронные носители информации",
хотя для госзакупок это "копейки". По оценкам Александра Афонина,
президента Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей
(г.Киев; всеукраинская благотворительная организация, создана для
поддержки развития издательского дела и книгораспространения; с 1994
г.), ежегодно библиотеки тратят около 50 млн грн. на закупку книг.
В свою очередь, Сергей Василенко, член фракции НУНС, обеспокоился
интересами Министерства чрезвычайных ситуаций. Как автор законопроекта
№10032, он предложил освободить это министерство от необходимости
закупать товары и услуги для ликвидации стихийных бедствий и оказания
гуманитарной помощи на конкурсной основе.
Это неудивительно, ведь г-н Василенко не один год проработал в
министерстве, в том числе и в период, когда его впервые возглавлял
нынешний глава МЧС Виктор Балога. Упрощенная процедура расходования
имеет отношение к немалой сумме - в этом году, согласно Закону о
Госбюджете, на нужды МЧС предусмотрено 5,7 млрд грн.