Откровенно говоря, заждался начала работы специальной группы по
«земельным вопросам» и продовольственной безопасности области. За ее
создание высказались депутаты областного совета месяц назад во время
заседания постоянной комиссии облсовета по вопросам агропромышленного
комплекса, земельных отношений и социального развития села. Само это –
четкое признание того, что нельзя считать удовлетворительным нынешний
уровень внимания к селу Луганищны.
Признанная цель создаваемой группы – активное участие в процессах,
идущих в агропромышленном комплексе региона и на селе в целом, а также в
обеспечении продовольственной безопасности Луганщины с поиском
нестандартных современных решений. Ее возможности - не только в
использовании необходимых консультантов-профессионалов, но и привлечение
всех заинтересованных в реальном возрождении аграрной мощи нашего края.
Как реальный факт следует признать, что существующие ныне в области
программы так называемой «поддержки села» по разным направлениям носят
пока скорее декларативный и декоративный характер и не оказывают сколь
нибудь заметного влияния на реальную ситуацию. Практически ничего не
сделано для развития реальной кооперации, на необходимости которой
настаивает Президент Украины Виктор Янукович, заявивший: «Она должно
стать важным фундаментом структурной перестройки сельского хозяйства,
развитие кооперации позволит повысить доходность производства,
избавиться от засилья посредников, укрепить бюджет и возможности каждой
семьи…». Такой подход требует не теоретических изысканий и долгих
дискуссий, а реальных шагов в духе времени.
Хорошо бы, чтобы «лед тронулся» и мы, спустя более чем месяц со дня
принятие депутатского решения, начали конкретно и активно работать на
благо своих избирателей. И в первую очередь решить следующие задачи:
1. ОПРЕДЕЛИТЬ СУДЬБУ ЕСТЕСТВЕННЫХ КОРМОВЫХ УГОДИЙ.
Естественные кормовые угодья (сенокосы и пастбища) расположены за
границами населенных пунктов, но включены в сертификат о праве на
земельный участок (пай). Остро стоит вопрос их дальнейшего использования
с учетом того, что на сегодня дальнейшее распаевывание не производится.
Паевание земель прошло в 1995-1997г.г. Сейчас много новых семей,
которые не имеют паев и им негде ни сена накосить, ни выпасти скот.
В скором времени все владельцы сертификатов рассчитывают получить
государственные акты на право собственности на землю на улучшенные
сенокосы и пастбища. Мало того, что естественные кормовые угодья
останутся в подвешенном состоянии, но и складывающаяся ситуация разделит
сельское население, нанесет удар и по социальному миру, и по экономике
многих частных подворий, сделав для них окончательно невозможным
животноводство. Создание общественных пастбищ может быть логичным
решением.
Это не требует принятия дополнительных законов. При создании
общественных пастбищ, каждый житель села будет иметь возможность и право
пользоваться ими, заготавливать сено, выпасать скот. Естественные
кормовые угодья необходимо передать в пользование громаде с обязательным
указанием целевого назначения. Они составляют 70% от общего числа
сенокосов и пастбищ.
2. ИЗУЧИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ С РАЗГРАНИЧЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И
КОММУНАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.
Общая площадь области 2.660.000 га. В 2006-2010 г.г. в области заказано
23 проекта разграничения земель на площадь 129.900 га. Но не утверждено
ни одного проекта разграничения земель государственной и коммунальной
собственности. Продаваться первыми будут госземли. Без должных проектов
возникнет путаница. Этак можно продать «чужое» или утратить «свое». С
чем останемся?
3. ПРОВЕРИТЬ, СООТВЕТСТВУЕТ ЛИ КОЛИЧЕСТВО ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНО ДЕНЕЖНОЙ
ОЦЕНКИ КОЛИЧЕСТВУ ПРОЕКТОВ РАЗМЕЖИВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ И УСТАНОВЛЕНИЮ ГРАНИЦ
НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ.
Прежде чем делать денежно-нормативную оценку земель, необходимо
установить границы населенных пунктов. Сельские советы в целях экономии
делали проекты нормативно денежной оценки земли без проекта размежевания
земель и установления границ населенных пунктов. И сегодня есть случаи
несоответствия одного другому. Теперь нормативно-денежная оценка
подлежит новой корректировке.
Отсутствие установленных границ населенных пунктов грозит тем, что при
открытии рынка земли на продажу будут выставлены государственные земли
несельскохозяйственного назначения. Они могут продаваться иностранным
гражданам. И многие пользователи будут считать, что у них все в порядке…
Пока не столкнутся с проблемой.
4. ВЫЯСНИТЬ ТЕМПЫ И КАЧЕСТВО РАЗРАБОТКИ ПЛАНА ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА ОБЛАСТИ И
ОПРЕДЕЛИТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ.
Проектные работы по установлению границ населенных пунктов, проведение
нормативно-денежной оценки этих населенных пунктов требуют
финансирования. В каком объеме? После завершения данных работ, какой
будет экономический эффект?
5. ПРОВЕСТИ ИНВЕНТАРИЗАЦИЮ ПРОЕКТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ
РАСПАЕВАНИЯ.
Проекты распаевания делали проектные организации без вынесения паев в
натуре. С условием, что при необходимости эта проектная организация
завершит процесс. Прошло 12 лет… Все ли проектные организации на сегодня
существуют как юридические лица. И при подготовке к продаже земельных
участков кто будет делать проекты консолидации земельных участков те же
проектные организации или другие. Как поступать, если некоторых
проектных организаций уже нет?
6. ОПРЕДЕЛИТЬ ОБЪЕМЫ НАПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА.
Сколько денежных средств получит область в результате продажи, купли и
прочих операций с земельными участками? И сколько может потерять?
7. ПРОВЕСТИ ИНВЕНТАРИЗАЦИЮ ЗЕМЕЛЬ ЗАПАСА И РЕЗЕРВА.
Сколько в наличии земель резервного фонда и сколько отдано фермерским
хозяйствам? Где находятся кормовые угодья резервного фонда. Как и кем
используются сенокосы и пастбища из резервного фонда и земли запаса?
Суды по искам граждан, якобы имеющих право на землю, принимают решения о
выделении земельных участков из земель запаса и резерва. Количество
принятых судами решений превышает количество земель запаса. Что делать,
если таких земель нет в наличии?
Был создан резервный фонд, земли которого формировались 20 лет назад и
составляют до 15 процентов всех сельхозугодий. Но инвентаризация земель
резервного фонда не проводилась. Объемы земель до сих пор уточнялись по
картографическим материалам, которые не соответствуют
Та же ситуация и с Землями запаса.
8. ОЦЕНИТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОРОГ И ЛЕСОПОЛОС.
Какова общая площадь земель под полевыми дорогами и лесополосами? Кому
они могут и должны принадлежать? При открытии рынка земли эти земли
попадают под категорию земель для продажи иностранным гражданам, что
может привести к весьма сложным ситуациям.
Земли под полевыми дорогами находятся за пределами населенных пунктов и
находятся в ведении РГА. Возможна ли передача этих земель сельской
громаде? Как будет решаться этот вопрос, кем и каким образом? Есть
проект распаевания дорог, так как они находятся в общем массиве. Но на
практике они не учтены, за них не платятся налоги.
Лесополосы не выполняют ту роль, которая на них возложена. Вырезана
лучшая древесина, с порослью никто не борется. Лесополосы бесхозные и
занимают большие площади.
9. ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С КОНСОЛИДАЦИЕЙ РАССРЕДОТОЧЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ.
Возможно ли совершать обмен земельных участков для создания единого
компактного массива, для дальнейшего удобства в использовании? Кто будет
формировать консолидацию земель, как будет проходить этот процесс?
Способна ли будет область купить себе землю в собственность с
последующей передачей ее в аренду передовым сельскохозяйственным
предприятиям, которые поддерживают социальную сферу в селе? Алгоритм
решения этого вопроса.
Согласно ст 21 проекта закона о рынке земли при покупке земли к новому
владельцу переходят обязанности арендатора. На основании чего нового
владельца обяжут перезаключить договор аренды? И на основании чего
старый договор будет действительным? И как суды будут рассматривать эти
споры? Как быть с конституцией защищающей право частной собственности?
10. ВОЗРОДИТЬ ИДЕЮ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ФОНДА.
Десять лет назад был создан Региональный фонд области, целью которого
было воздействовать на усиление продовольственной безопасности региона.
Он не получил должного развития, так не было законного механизма залога и
юридических гарантий, без которых любые действия превращались в фикцию и
порождали подозрения в коррупции. Идея опередила время. Сейчас есть
соответствующая законодательная база и опробованные методики эффективной
работы. Почему не попробовать еще раз, используя эти возможности в
борьбе с ростом цен и возможными дефицитами?
Предложенная «проблемная подборка» составлена по обращениям Луганских
избирателей, проживающих не только в сельских районах. Об этом говорят
все, кто задумывается и о будущем родного украинского села, и о
собственной судьбе. Это и подтверждаю.
Владимир ЖИВАГА, депутат областного Совета
|