cashbox |
|
Block title |
0d97c02014d4f7ee |
|
Главная » 2011 » Ноябрь » 17 » Общественность просит Венецианскую комиссию разобраться с "украинской моралью"
23:08 Общественность просит Венецианскую комиссию разобраться с "украинской моралью" |
2 ноября этого года Президенту, Министру юстиции и Председателю
Верховной Рады Украины было отправлено коллективное обращение с
требованием направить проект закона Украины 7132 от 15.09.2010 о
внесении изменений в Закон Украины «О защите общественной морали» на
экспертизу в Европейскую комиссию за демократию через право
(Венецианскую комиссию). Около 300 подписантов, среди которых известные
культурные деятели, общественные активисты, правозащитники и
журналисты, апеллируют к тому, что указанный законопроект не
соответствует критериям качества законодательства и несет угрозу
реализации права каждого свободно выражать свои взгляды, что
гарантировано статьей 10 Европейской конвенции о защите прав человека и
основных свобод и статьей 34 Конституции Украины.
На данный момент никакой реакции на обращение со стороны властей не
было. Однако в ходе парламентских слушаний, посвященных современному
положению общественной морали в Украине, которые состоялись 9 ноября,
депутаты и представители общественных организаций решили отправить
законопроект на доработку.
"Хочу заметить, что, как человек, занимающийся вопросами СМИ в Раде
достаточно долго, я уверен: парламент не будет голосовать за
законопроект, который содержит нормы, которые бы позволили закрывать
печатные или интернет-издания исключительно по служебной записке, -
заверил вице-спикер Николай Томенко. - Мы уже прошли долгий путь,
ликвидировав законодательство, которое позволяет цензуру - и она никогда
не восстановится ".
Участники слушаний сошлись на том, что установить критерии, которыми
будут руководствоваться в оценке того или иного явления государственные
чиновники, необходимо - но только путем общественной дискуссии.
«Конституционно-правовой анализ положений законопроекта о внесении
изменений в Закон Украины «О защите общественной морали» позволяет
утверждать, что положения, предусмотренные последним, нарушают такие
основополагающие конституционные принципы: право на свободу выражения
мнений, свободу литературного, художественного, научного творчества,
академическую свободу, свободу информации, принцип невмешательства
государства в деятельность общества», - отмечает Оксана Нестерец
(Харьковская правозащитная группа).
«Например, определение таких правовых конструкций, как: "продукция,
которая наносит вред общественной морали", "неуважение к национальным и
религиозным святыням", "общественная мораль", "мониторинг в сфере
защиты общественной морали","порнография", "употребление нецензурных,
бранных и грубых слов" и подобные, не позволяют понять, по каким
критериям те или иные высказывания или художественные произведения
могут быть признаны такими, которые угрожают общественной морали или
являются неуважительными по отношению к национальным и религиозным
святыням и др. Соответственно, лицо, которое реализует свое право на
свободу слова, литературного, художественного, научного творчества,
через определенное время может быть признано нарушившим закон о защите
общественной морали с соответствующими негативными последствиями для
себя, даже не осознавая этого, что автоматически, означает установление
самоцензуры и является нарушением права на свободу мысли и слова, на
свободное выражение своих взглядов и убеждений.
Более того, концепция свободы информации предусматривает свободу искать,
получать и распространять информацию любыми средствами и независимо от
государственных границ. Среди норм, нарушающих принцип свободы
информации (СМИ) и фактически нивелируют этот принцип правовые
конструкции и положения законопроекта вроде: - "При наличии решения суда
в течение суток обеспечивать техническими средствами удаление
контента, который наносит вред общественной морали, в том числе детской
порнографии, из национального сегмента сети Интернет, а в условиях его
размещения за пределами Украины - надежное блокирование доступа к нему
из национального сегмента Интернет"; - "Право на информационное
пространство, свободное от материалов, представляющих угрозу
физическому, интеллектуальному, моральному и психологическому состоянию
человека" и подобные.
Прогнозируемые последствия принятия закона о внесении изменений в закон
Украины "О защите общественной морали": - Ухудшение состояния
обеспечения прав человека, предусмотренных ст. 34, ст. 54 Конституции
Украины. - Признание Конституционным Судом Украины этого закона таким,
что не отвечает Конституции Украины. - Значительные затраты из
государственного бюджета на мероприятия по воплощению целей,
провозглашенных в Законопроекте о внесении изменений в Закон Украины "О
защите общественной морали", который является неприемлемым ввиду
экономического положения Украины и необходимости обеспечения социальной
защиты отдельных категорий граждан (чернобыльцы, ветераны войны,
инвалиды, люди с особыми потребностями и др.). - В случае применения
этого закона в течение одного-двух лет прогнозируется существенный рост
количества обращений в Европейский Суд по правам человека о нарушении
права, гарантированного ст. 10 Европейской конвенции по правам
человека. - Снижение позиции Украины в рейтингах "обеспечение свободы
слова и массовой информации", что негативно повлияет на международный
имидж Украины на мировой арене. - Установление в стране авторитарного
правления, может привести к узурпации государственной власти и,
соответственно, будет считаться нарушением ст. 5 Конституции Украины».
Надеемся, что власти все же прислушивается к здравому смыслу и
существенно доработает все вопиющие недостатки законопроекта, прежде чем
предлагать его к рассмотрению во втором чтении, или вообще откажутся
от этого варианта редакции Закона.
Всю информацию о рассмотрении Закона «О защите общественной морали»
можно найти на сайте Общественной кампании против цензуры СМИ и
произведений искусства (http://amoral.org.ua/)
Пресс-служба Правозащитного центра «Поступ»
|
Категория: Интересные новости |
Просмотров: 382 |
Добавил: sergkv
| Рейтинг: 0.0/0 |
|