Виктория Симбирская, "Неделя" / 20.07.2011 12:31
ЛУГАНСКИЕ РЕГИОНАЛЫ
УВЕРЕНЫ: «БОЛЬШИНСТВО ЖУРНАЛИСТОВ «НАШИ», С ОСТАЛЬНЫМИ ДОГОВОРИМСЯ».
«Большинство журналистов «наши», даже если работают в оппозиционных
изданиях», – уверены в лояльности пишущей братии в Луганском офисе
Партии регионов. Впрочем, доверяй, но проверяй: информацию о партийных
пристрастиях журналистов за год с хвостиком до выборов в ВР регионалы
уже собрали, хотя и заявляют, что ценности эта информация не
представляет. По счастью, для тех, кто в «наших» не числится, репрессии
не предусмотрены – с отступниками будут договариваться.
До 11 июля ячейки Партии регионов должны
были собрать досье на местные СМИ на предмет политической
принадлежности и лояльности их владельцев, редакторов, журналистов. Об
этом сообщило авторитетное издание «Украинская правда», ссылаясь на свои источники в ПР.
МЕДИАКАРТЫ – В РУКИ
В редакцию «Украинской правды» попало
распоряжение центрального офиса партии, адресованное местным ячейкам. В
документе центральный офис требует от местных ячеек собрать и прислать
информацию о СМИ подчиненных территорий с детальным описанием
политических пристрастий владельцев, руководителей, редакторов,
журналистов.
«По поручению руководства партии... с
целью качественной подготовки медиакампании освещения выборов депутатов в
Верховную Раду в 2012 году, областная организация Партии регионов
должна предоставить до 11 июля 2011 года в центральный аппарат Партии
регионов заполненную форму медиакарты области. Форма заполнения
медиакарты добавляется», – цитирует циркуляр «Украинская правда».
Под документом стоит подпись – руководитель Департамента коммуникаций Центрального аппарата Партии регионов Елена Бондаренко.
В приложении к письму, как пишет «УП»,
идет инструкция, какую информацию должны собрать областные ячейки Партии
регионов. В частности, они должны сообщить в Киев не только общую
информацию о местных медиа: тираж издания или рейтинг местного
телеканала, адрес, контактные телефоны. Также в обязанности местных
партячеек вменяется выяснить партийность владельца издания, руководителя
и главного редактора.
«УП» приводит вопросы о каждой редакции, на которые местные отделения ПР должны дать Центру развернутые ответы: «Есть ли лояльные к нашей идеологии журналисты?» «Идеологическая направленность журналистского коллектива?» «Были ли в издании/телерадиокомпании конфликты с нашей региональной партийной организацией?»
ЗАКОН НЕ ПИСАН
Масштабность подготовки «регионов» к
предстоящим выборам в Верховную Раду-2012 говорит только об одном –
освещать свою кампанию партия власти намерена как никогда широко.
«Но зачем регионалам собирать
информацию, например, кто в редакции определенного издания является их
сторонником? – размышляют журналисты «УП». – Неужели с целью
налаживания контактов именно с этим человеком и дальнейшего
использования для продвижения партийных интересов? Но тогда о какой
независимой журналистике может идти речь? Также странно выглядит желание
партии провести селекцию масс-медиа на благосклонных и враждебных. Ведь
оно может значить, что к разным журналистам будут применяться разные
подходы. Но наибольшее удивление вызывает требование собрать информацию о
партийности владельцев и редакторов масс-медиа. Это – прямое нарушение
статьи 7 закона «О защите персональных данных».».
«Запрещается обработка персональных
данных о расовом или этническом происхождении, политических, религиозных
или мировоззренческих убеждениях, членстве в политических партиях и
профессиональных союзах, а также данных, которые касаются здоровья или
половой жизни», – идет речь в законе.
ФАЛЬШИВКА?
Сама Елена Бондаренко в комментариях «Украинской правде» называет приложение к документу фальшивкой : «Один
документ – это лист на бланке – действительно наш. Хотя удивляет то,
что на нем отсутствует моя подпись. Все документы я подписываю
собственноручно. Относительно списка данных по СМИ – талантливый,
технологический фейк, то есть фальшивка... С точки зрения медийного
технолога список больше чем полный и необходимый. Кое-что из этого
псевдосписка мы обязательно заберем для пополнения своей медиа-карты», –
цитирует «УП» слова Бондаренко.
Отвечая на вопрос о медиакартах на Пятом
канале, Елена Бондаренко подтвердила, что информацию о СМИ накануне
выборов «регионы» действительно собирают, но исключительно ту, которую
можно найти в открытых источниках. По словам г-жи Бондаренко, местные
ячейки ПР просто должны обобщить и систематизировать данные о тиражах,
аудиториях, адресах и телефонах СМИ.
В то же время «УП» утверждает, что
медиакарты на каждого журналиста в местных отделениях ПР таки готовят.
Журналисты издания позвонили в офисы ПР западных и восточных областей
Украины, представившись сотрудником ПР из Киева. Все разговоры
начинались со слов: «Здравствуйте, я из Киева, хочу узнать, готова ли
медиакарта?» На этот вопрос журналист «УП» получал
развернуто-утвердительный ответ.
«Партийность по возможности мы
указываем, – созналась сотрудница Партии регионов в одной из восточных
областей. – Где мы знаем партийность – мы указываем».
«Графу «Идеологическое устремление журналистского коллектива» заполняли?» – переспросил журналист «Украинской правды».
«Да, писали. Будет лишь несколько
фамилий, лояльных к Партии регионов. Кто из местных организаций знал –
тех указали», – ответили ему на другом конце провода.
Аналогичную информацию «УП» подтвердили в организации Партии регионов на западе Украины.
ЮСТАС – ЦЕНТРУ
Мы решили пойти по стопам коллег и
инкогнито набрать номер офиса Луганской областной организации ПР. Вопрос
о медиакарте там выслушали внимательно, поинтересовавшись, по чьему
поручению звонят «из Киева». Пришлось сослаться на «центральное
руководство».
– По срокам мы успеваем подготовить
информацию, – ответил мужской голос, – предварительно могу сказать, что
большинство (журналистов – авт.) «наши», даже если работают в
оппозиционных СМИ. А вообще, с каждым можно договориться.
Глава Луганской городской организации
Партии регионов Александр Ткаченко в комментарии «Неделе+» утверждает,
что ни о каком распоряжении про сбор данных о журналистах ему
неизвестно.
– Перед выборами мы традиционно
подготавливаем паспорт города, в котором указаны все СМИ, которые
выходят на его территории. Паспорт области тоже есть, но его готовит
областная организация ПР. Так вот в этом паспорте указывается
политическая направленность того или иного СМИ, информация о том, кто
его финансирует. Но собирать данные о каждом журналисте… Нет, мы такого
никогда не делали и подобных распоряжений не получали. Эти данные даже
не имеют никакой практической ценности.
|