Вопреки расхожему мнению остановка одного из ведущих
предприятий украинской нефтепереработки обещает принести его российским
владельцам сплошные победы и дивиденды
Российская ТНК-ВР заявила о намерении на длительное время остановить
Лисичанский НПЗ. Заявление об этом нефтекомпания сделала почти сразу
после увольнения первого вице-премьера Андрея Клюева, который в
правительстве считался главным противником введения заградительных
пошлин на импорт нефтепродуктов. Чего ТНК вместе с российской компанией
«Лукойл Одесский НПЗ» безуспешно добивалась два года, утверждая, что
владельцы НПЗ без этого не могут нарастить объем переработки нефти.
ВОПРОС СНОВА ОТКРЫТ
Главным лоббистом введения пошлин и защитником российских инвесторов
является глава Минэнерго Юрий Бойко, который возглавлял Лисичанский НПЗ в
период его приватизации в начале двухтысячных годов. Тогда ТНК-ВР
предприятие обошлось сравнительно недорого — в несколько десятков
миллионов плюс обязательства полностью модернизировать завод. Перевести
его на производство топлива по европейским стандартам планировалось еще в
2004–2005 годах. Но отмена импортных пошлин в 2005-м стала для
инвесторов прекрасным поводом, чтобы пересмотреть сроки реконструкции
НПЗ.
С тех пор одновременно с требованием возвратиться к практике пошлин
владельцы Лисичанского и Одесского НПЗ, угрожая затягиванием сроков
модернизации, стали требовать от правительства нулевой ставки НДС на
ввоз заводского оборудования. Вступление в 2008 году Украины в ВТО и
начало работы над договором о свободной торговле с ЕС свело шансы на
введение пошлин к нулю. Но после смены власти в 2010-м Минэнерго под
предлогом укрепления дружбы с Россией вернулось к идее возврата пошлин.
Однако против таких мер категорически выступило Минэкономразвития под
руководством первого вице-премьера Андрея Клюева, который был
ответственным за переговоры с Евросоюзом. Ныне эти полномочия отошли к
Валерию Хорошковскому, который вместе с Юрием Бойко и Дмитрием Фирташем
считается главным представителем «столичной» административно-финансовой
группы.
Влияние этой группы очень зависит от уровня лояльности Кремля к ее
представителям, который требует беспрекословной координации с РФ
украинской газовой и нефтяной политики. Одним из краеугольных камней
этой политики считается комфортность работы российских владельцев
украинских НПЗ. С учетом таких нюансов с начала февраля 2012 года
возврат Украины к нефтепошлинам стал как никогда вероятным.
Сама компания пока не демонстрирует намерений усилить нажим на
правительство Николая Азарова и отрицает, что остановка НПЗ является
давлением. После создания в 2011 году единого таможенного и
энергетического пространства между РФ, Беларусью и Казахстаном доля
Украины в продажах Лисичанского НПЗ ощутимо снизилась. Предприятие
сократило свою долю на украинском рынке с 23 до 10%. Импортировать нефть
на так и не обновленный до конца НПЗ стало невыгодно, и завод перешел
на экспорт давальческого бензина и дизтоплива в РФ.
Но и этот ручеек продаж к концу 2011 года стал иссякать из-за
повышения мировых цен на нефть и ужесточения российской акцизной
политики. По независимым оценкам, убытки Лисичанского НПЗ начали
достигать $10 млн. в месяц. По словам представителей ТНК-ВР, именно это
обстоятельство, а не давление на Киев с целью возврата пошлин является
истинной причиной остановки предприятия.
ВСЕГДА В ВЫИГРЫШЕ
На первый взгляд остановка Лисичанского НПЗ будет свидетельствовать о
снижении российского веса на украинском нефтяном рынке. Однако
большинство отечественных отраслевых экспертов с этим не согласны.
Судя по комментариям, ТНК-ВР в любом случае усилит свои позиции. Либо
за счет введения пошлин, либо за счет активизации в качестве акционера
российско-белорусской нефтекомпании «Славнефть», в которой ТНК-ВР
принадлежит 50% акций.
Эта корпорация владеет Мозырским НПЗ, для которого Украина считается
основным экспортным рынком. До 2011 года, пока Минск и Москва
пикировались на предмет нюансов единой таможенной политики, этот НПЗ
питался в основном нефтью из Азербайджана и Венесуэлы. И такое появление
у Беларуси альтернативного источника импорта нефти не на шутку
раздражало Кремль. При этом «Славнефть» не могла активизировать импорт
российской нефти на белорусский Мозырский НПЗ — это автоматически
привело бы к сокращению доли Лисичанского НПЗ на рынке Украины.
Сейчас, после решения ТНК-ВР законсервировать работу Лисичанского
НПЗ, эта помеха исчезла. В текущем году компания планирует под завязку
загрузить мозырский завод: благо он давно модернизирован и выпускает
топливо по новейшим стандартам ЕС. После загрузки белорусского
предприятия ТНК-ВР добьется одновременно двух побед — в Киеве и Минске.
В Беларуси она потеснит Азербайджан, что может обеспечить нешуточные
преференции от Кремля. В Украине же российская компания фактически без
ущерба для своей доли рынка сможет усилить давление с требованием
налоговых льгот, поддерживая наиболее промосковски ориентированных
членов украинского правительства.
Помешать подобной стратегии может разве что возврат официального
Киева к рассмотрению нарушения компанией ТНК-ВР сроков модернизации.
Однако при нынешнем украинском правительстве такой сценарий выглядит
абсолютео невероятным.
Автор: Андрей Старостин
Источник фото: phl.ua
"Комментарии"