cashbox |
|
Block title |
0d97c02014d4f7ee |
|
Главная » 2012 » Март » 1 » «Грязные игры» супермаркетов с покупателями
13:07 «Грязные игры» супермаркетов с покупателями |
Супермаркеты - неотъемлемая часть жизни любого современного человека.
Сети всеобъемлющих магазинов так и пытаются привлечь как можно большее
количество покупателей. И, знаете, это у них очень неплохо получается.
Как говорят, на ловца и зверь бежит. Падкие на маркетинговые уловки
покупатели то и дело охотятся за скидками, акциями, даже не подозревая о
том, что маркетинговые службы в это время заманили в ловушку их же
самих. Но зачастую дешевизна – лишь иллюзия либо попытка сбыть товар с
ограниченным сроком реализации. О наиболее распространенных
маркетинговых уловках супермаркетов рассказывает «Обозреватель».
Когда появились первые супермаркеты, тогда же и появились первые уловки,
направленные на то, чтобы заставить покупателя раскошелиться. С тех пор
супер-, мега- и прочие маркеты плотно вошли в нашу жизнь. Жаловаться не
стоит. Они действительно нам нужны. Но ведь это не повод играть только
по их правилам.
Главное правило любого супермаркета – заставить нас купить побольше,
любой ценой задержать нас в своих стенах. На нас обрушиваются десятки
уловок, выстраданных поколениями психологов и маркетолов. Но! Если мы
будем точно знать и видеть, войдя в магазин, каким образом на нас
пытаются воздействовать, то у нас есть шанс противостоять массированным
атакам на наш мозг кошелек и все же купить только то, за чем, мы,
собственно, и пришли.
Для этого прогуляемся по большому магазину и рассмотрим внимательно, в
чем кроется подвох.
№1. Помощник на колесиках
У самого входа в торговый зал нас обычно встречает охранник, камера
хранения, чтобы ничего не мешало наслаждаться шопингом, и… тележка.
Именно тележка супермаркета и является первым крючком, на который
попадается большинство потребителей. Эта незаменимая вещь была
изобретена в 1938 году специально для того, чтобы вам было легче вынести
из магазина как можно больше всякой всячины. Сейчас магазины идут на
то, чтобы позволить покупателям вывозить товары до мест парковки и
бросать тележки там. Главное, чтобы покупатель эту тележку взял. А уж
что туда положить, он найдет. И действительно, часто покупатель, даже
идя за батоном и колбасой, автоматически берет тележку и попадает в
накатанную колею следующих хитростей.
А если с вами еще и ребенок – само собой разумеется, что чадо удобнее
посадить и везти, нежели постоянно следить за ним. Для этого придуманы
даже тележки-машинки, тележки-уточки, соблазняющие ребятишек, родители
которых заскочили в магазин «на минутку».
№2. Идем на запах
Еще одна уловка, охватывающая нас у самого входа – приятные ароматы. Не
случайно, скажу по секрету, практически любой супермаркет «начинается» с
плодоовощной раскладки. Это, по мнению психологов, приводит людей к
чувству гармонии. Природные мягкие ароматы положительно воздействуют на
сознание, и человек в хорошем настроении движется дальше. При этом часто
бывает так, что полюбившийся ему аромат заставить взять с собой
несколько вкусных запашистых плодов. Чем не уловка?
При этом элементами аромамаркетинга охвачен весь павильон. В идеале
проводится даже зонирование ароматами. Все ароматические композиции
обязательно исследуются на предмет аллергии, чувствительности кожи и
запаха людей и животных. К тому же, специалисты-аромапсихологи научились
определять, как конкретные запахи воздействуют на наше восприятие.
Наиболее распространенными в продуктовом ритейле являются запах свежей
выпечки и свежемолотого кофе. Эти ароматы наиболее сильно влияют на
человеческую психику, пробуждая чувство голода – доказано
исследованиями. Вот почему пекарни и хлебобулочные отсеки часто
находятся в противоположном конце торгового павильона – на запах, мол,
прибегут. Кстати, один из методов увеличить товарооборот магазина –
запустить в него голодных покупателей. Провокация? Естественно. Это
бизнес.
№3. Уху приятно
Музыкальное сопровождение в торговых сетях сегодня уже дело привычное.
Ранее бы от такого предложения банально покрутили бы пальцем у виска. А
все это – маркетинговый ход. Психика человека легко поддается всякого
рода влиянию. Реагируя на музыку, ваш мозг расслабляется и становится
более восприимчивым к ярким и завлекательным предложениям. Поэтому с
помощью музыки удается даже регулировать поток посетителей. Когда
посетителей мало, музыкальное сопровождение выбирают спокойное,
размеренное, а как только начинается час пик, музыка ускоряется, часто
даже включаются тяжелые композиции – так народ скорее покидает магазин.
Спокойная музыка навевает уверенность в себе и желание потратить деньги
на большую покупку (например, на бутылку дорогого алкоголя), быстрая -
побуждает схватить все что лежит и скорей бросить это в тележку.
№4. Порадуй глаз
Свет и цвет – также весьма распространенная хитрость торговых сетей. На
многих витринах есть специальная система освещения и зеркал, создающая
товарам притягательный вид. Ничего плохого в этом нет, однако не стоит
лететь на мягкий свет ламп, словно мотылек на огонек. Психологи и
колористы утверждают, что тёплые тона притягивают. Холодные – усыпляют
бдительность и способствуют высоким продажам.
№5. В тесноте, но не в обиде
Замечали ли вы, что в супермаркетах едва достаточно места для проезда
двух тележек? И это не случайно - магазины хотят, чтобы вы двигались
вдоль полок с товарами как можно медленнее. Покупатели, пропуская друг
друга, делают больше остановок, что заставляет их провести в магазине
больше времени и уделить внимание даже тем товарам, которые им отнюдь не
интересны.
№6. Ценовые маневры
Изучив человеческую психологию, специалисты пришли к выводу, что
экономия, или как в народе говорят, та самая «жаба», у каждого из нас
сидит глубоко внутри. Именно для удовлетворения этого самого зеленого
существа и придумали маркетологи манипуляции с ценами.
Первое, что бросается в глаза покупателю - это цена. Качество,
производитель, компоненты товара нас интересуют во вторую очередь. Так
уж мы воспитаны. На ценниках в супермаркетах, торгующих продуктами
питания, цена, как правило, имеет две составляющие. Слева - оптовая,
справа - розничная.
Покупатель, если он не китаец, привык читать строки слева направо, то
есть читает вначале оптовую цену и сразу попадается на удочку, считая
эту цену приемлемой, хотя в конечном итоге приходится платить дороже.
Ещё один способ надуть покупателя - это несоответствие цены. Пока вы
дошли от прилавка до кассы, товар вдруг стал дороже. Кассир, при этом,
невинно опустив глаза, уверяет вас, что цена изменилась ещё с утра, но
ценники просто не успели поменять, ошибка мол, недосмотр. Если это
случилось один раз, то, может быть и недосмотр, два раза - халатность, а
если три и более раз - то это уже система.
Часто цены осуществляют на людей психологическое воздействие. Отсюда и
название трюка – психологическая цена. Мы все знаем этот старый трюк:
0,99 всегда кажется гораздо меньше, чем 1,0. Подсознательно копейка
вырастает до гигантских размеров экономии, и рука тянется за вожделенной
«халявой». В этом же направлении работают жирно перечеркнутые старые
цены, написанные зачастую более мелким шрифтом, и выделенные новые. Ваш
мозг обрабатывает эту информацию как картинку, а не как арифметическую
задачу. И в итоге вы берете не нужную вам вещь, чтобы «сэкономить».
№7. Если мне не хватит?
Ограничение числа продуктов, которые можно купить, делает продукт
привлекательнее. Мы ведь подсознательно хотим попасть в число избранных,
не так ли? А еще мы боимся остаться ни с чем. Этим и обоснована уловка,
играющая в «предложение ограничено». Причем это может быть и количество
продукта, и срок его реализации.
№8. Халявная дегустация
Человеческие желания безграничны. Хотели бы вы попробовать новый сорт
сыра? А коньяка? Ну, конечно! Вот только мало кто осознает, что
бесплатные образцы воспринимаются вашим мозгом как нечаянный подарок, и в
дальнейшем это ощущение проецируется на товар. Плюс к этому,
подсознательно покупатели готовы, принимая подарок, быть благодарным. В
итоге вы можете купить сыр, распробованный на раздаче бесплатных
образцов «просто так», из чувства благодарности, чтобы «сравнять счет».
Всего лишь тонкий психологический расчет, взывание к совести от
бессовестных промоутеров.
№9. Секреты раскладки
Страшное слово мерчендайзинг известно далеко не каждому обывателю.
Открою секрет: это длинное иностранное сочетание букв означает искусство
выкладки товара. Обратите внимание, что дорогие товары любой торговой
марки всегда выкладываются именно на уровне глаз, в отличие от дешевых
аналогов. Из этого есть одно, хотя и досадное, исключение: дорогие
сладости выкладываются на уровне глаз детей, чтобы гарантированно
попасть в поле их зрения.
Часто супермаркеты ведут иную игру. Выглядит это примерно так: те
товары, которые магазин хочет сбагрить в первую очередь, разложены на
уровне глаз. Дешёвые крупы, расфасованные в крупные пакеты – в самом
низу. Продукты здорового питания – на самом верху. А вот красивые
коробочки дорогих известных брендов расставлены так, что вы просто не
сможете их не заметить.
№10. Прятки с продуктами
Любой супермаркет тщательно продумывается с целью максимально запутать
покупателя и заставить его пройти максимально большое расстояние,
непроизвольно заполняя свою тележку ненужными товарами. Многие магазины
построены по змеевидному принципу, когда у покупателя не остается ни
единой возможности дойти до выхода, кроме как пройти весь торговый зал.
Многие супермаркеты строятся аналогично — самые востребованные стеллажи -
с хлебом и молоком - располагаются в конце лабиринта, когда тележка уже
значительно пополнилась всякой ерундой.
№11. Двойная этикетка
Двойная этикетка - своеобразное двойное дно маркетинговой стратегии.
Маркетологи достигают минимальной утилизации продукции, увеличивая
товарооборот, и этим нечестным способом. Наклеить на просроченный товар
новую этикетку поверх старой – дешево и сердито, а порой даже и жестоко
по отношению к покупателям. Часто вторая этикетка также является
отличной возможностью обвесить покупателя - в супермаркете товар в
упаковке перевешивают, после чего покупателю предлагается заплатить еще и
за упаковку.
№12. Кассовый ажиотаж
Часто кажется, что очереди в любую кассу, в любом супермаркете – вечные.
Даже, если людей собирается не очень много, кассиров не хватает. Это
еще одна уловка: задержать вас подольше в прикассовой зоне, где
располагаются журналы, DVD-диски, шоколад и многое что еще. Вы скучаете в
очереди, вам хочется пить, есть или чего-то еще, так, себя побаловать.
Вы разглядываете ближние витринки, и кладете в корзинку пеструю
упаковочку какого-нибудь лакомства.
Помимо этого, согласно исследованиям, касса - это самое распространенное
место для воровства и обмана. На кассе вам могут пробить один и тот же
товар два раза, пробить вместо одного товара другой, не обязательно
совсем другой, могут пробить просто слегка отличающийся и чуть более
дорогой.
№13. Устал и кушать хочется?
Часто внутри торговых залов супермаркетов размещаются небольшие стойки с
предложениями выпить-перекусить или просто элементарно перевести дух во
время интенсивного шопинга. Не удивлю, наверное, если скажу, что это –
элементарный повод заставить покупателей подольше задержаться в стенах
магазина. Прибыль от непосредственной деятельности таких точек мизерная
по сравнению с оборотом, который они помогают произвести супермаркету.
№14. Акции и дисконты
На первый взгляд, акционная шара и дисконтный ряд – весьма выгодное
сотрудничество с конкретной торговой точкой. При этом акции – часто
просто попытка избавиться от залежавшегося товара, а дисконт – поводок
для покупателя: накопительная система либо 10% скидка всегда безотказно
притягивают клиентов, как магнит.
№15. Времени нет!
Обратите внимание на то, что ни в одном супермаркете вы не увидите
часов, показывающих верное время. Это могут быть бутафорские или не
идущие часы, но правильное время вы сможете узнать лишь с собственной
левой руки или с экрана мобильного. Отсутствие времени также преследует
цель подольше продержать покупателей в стенах магазина.
В заключение всего этого банальный совет: будьте бдительны и сдержанны.
Порой, конечно, можно побаловать себя, но расточительность и жадность
никогда не считались достоинством.
Обозреватель
|
Категория: Интересные новости |
Просмотров: 414 |
Добавил: sergkv
| Рейтинг: 0.0/0 |
|