У любого значимого праздника в нашей стране есть своя изюминка. На
майские население Украины делится на две категории: горожане выезжают за
город на шашлыки, сельские жители и дачники отправляются на огороды
сажать картофель. В День Независимости та же картина: одни опять едут на
шашлыки, другие выкапывают посаженную весной «бульбу». А Новый год
отличается от всех остальных праздников тем, что и селяне, и жители
города встречают его в общем-то одинаково. Конечно, есть оригиналы,
которых Новый год застает в какой-нибудь глубокой пещере или же на
высокой горе. Но это единичные случаи, и «клиническую» картину в прямом и
в переносном смысле они в принципе не меняют.
А вот в старые времена к празднованию
Нового года подходили более разносторонне. О том, как это было, нам
помогла разобраться этнограф Галина Олийник. Буквально с порога она
нас огорошила тем, что, оказывается, Новый год в Украине можно
праздновать четыре раза. Не всякая страна может таким похвастаться! Так
что не нужно отчаиваться: в этом году мы еще можем отпраздновать три
Новых года! «До XIII столетия Новый год в Украине наступал на Явдоху
– 14 марта (первое марта по старому стилю). Еще говорили: «Явдоха
хвостом махне – сніг повіє». Всегда считалось, что когда приходит Новый
год, мертвая природа начинает оживать, растения расцветают. Вот и
выходит, что раньше мы жили в ногу с восточными странами, где новый год
наступает с приходом весны». По словам Галины Олийник, это
празднование сопровождалось определенными традициями. И всем известные
щедровки пришли к нам именно из этого периода. Подтверждение тому –
песнопения, дожившие до сегодняшних дней: «Щедрик, щедрик, щедрівочка,
прилетіла ластівочка…». «Мы ведь понимаем, что ласточки не прилетают
к нам 14 января, но, тем не менее, распеваем, не задумываясь, эти слова
зимой, – рассказывает Галина. – С тех пор, когда Новый год в Украине
праздновался весной, к нам тоже пришло определенное народное творчество.
Преимущественно это веснянки – главный атрибут новогодних праздников в
прошлом». С XV века, по историческим сведениям, Новый год начинается
с первого сентября по старому стилю, или с 14 сентября по новому. Как
раз в день преподобного Семена Столпника. Однако пришлось приложить
немало усилий, чтобы приучить к новому порядку простолюдинов, привыкших
встречать Новый год весной. «На Семена, – гласит поговорка, – сеять
рожь, а детей в школу посылать». Тем, кто чрезмерно увлекался
празднованием, говорили: «Любил на Семена мед-пиво пить – не ленись и
работать!». В этот день из-за холодов заканчивались уличные гуляния,
а девичьи и мальчишеские общины снимали для проведения вечерниц хаты.
Кроме того, на Семена припадает дата отмены запрета ремесленникам с
Подола (Киев) зажигать свечи. Этот запрет объяснялся тем, что из-за них
якобы возникали пожары. «Чтобы отметить этот день, в народе решили
праздновать так называемую свадьбу свечи. Об этом подробно рассказано в
книге Кочерги «Свіччине весілля», – говорит Олийник. – Также проводились
масштабные ярмарки и забавы». В тот же день, по народным поверьям,
проводилась церемония внесения в хату снопа, который ставили в угол
напротив печи как знак благополучия. Но с 1700 года по указу Петра
Новый год в России празднуют, как и в других странах Европы, первого
января (по юлианскому календарю). Однако в Украине вплоть до советских
времен с куда большим размахом праздновали Рождество. А Новый год мало
чем отличался от будних дней. По старому григорианскому календарю
Новый год выпадал на 14 января, Васильев день. На эту дату выпадал
праздник земледелия. Отсюда и традиция – посевать. Рассыпанная по дому
пшеница должна была стать залогом хорошего урожая в следующем году. Еще
одна традиция этого дня лежит у истоков известной поговорки: «Как новый
год встретишь, так его и проведешь». «Ночью в печи варили кашу. Если
она получалась наваристой, и горшок был полон – год ожидали счастливый,
если каша пригорала или горшок трескался – ничего хорошего это не
предвещало». Но самым значимым праздником для православных всегда было Рождество. Накануне,
в Сочельник, в последний день поста, верующим не разрешалось ни пить,
ни есть до появления на небе первой звезды, которая символизирует
рождение Христа. Тогда и начинается праздничный ужин. До сих пор
сохранилась традиция ставить на стол 12 постных блюд – по количеству
апостолов. Причем в отдельных регионах Украины существует определенный
порядок готовки и подачи на стол кушаний. Да и сами блюда не вполне
обычны. Например, на Гуцульщине среди прочего подают вареные пироги,
картошку с толченым чесноком, горох с подсолнечным маслом и чесноком,
ячменную кашу с подсолнечным маслом, сливки с фасолью, капустный рассол с
крупами, пшеничную кашу и вареную кукурузу. После ужина кутью не убирают, а оставляют в качестве угощения для духов умерших предков. Современным хозяйкам Галина советует не путать ужин на Сочельник и семейный ужин на Рождество Христово. «Седьмого
числа готовят совсем другие блюда, на стол идут всевозможные мясные
разносолы: домашняя колбаса, жареный поросенок, фаршированный гусь или
утка, блины, заливная рыба». А вечером начинались колядки. Дети с торбами за плечами ходили по хатам, распевали песни, за что и получали гостинцы. «На
Западной Украине больше развита традиция коллективных колядок: в одну
большую компанию собираются и взрослые, и дети, готовят настоящее
театрализованное представление, – рассказывает этнограф. – У каждого
участника своя роль: руководитель – Береза, латковой – собирает сало и
колбасы, хлебоноша, казначей, звездарь, звонари, танцоры, скрипачи. С
колядками ходили несколько дней, чтобы не обделить вниманием ни один
двор в поселении». Завершает череду рождественско-новогодних праздников Крещение, 19 января. Накануне
отмечается Крещенский Сочельник, как и перед Рождеством, на стол
подаются только постные блюда, также готовится кутья. Утром – все идут
за святой водой и купаются в проруби. Считается, что, искупавшись в
ледяной воде, человек смывает с себя все грехи и болезни. А святая,
намоленная вода может стоять несколько лет, оставаясь свежей. Люди верят
в ее чудодейственную силу: окропляют водой дом, дают пить больным для
скорейшего выздоровления. Парадокс, но этот святой день считали
одним из лучших для гаданий. Девушки выбегали на улицу и спрашивали имя
первого встречного – так, верили они, будет зваться и их суженый. Или же
бросали перед собой башмак: в какую сторону указывал носок – оттуда и
следовало ждать жениха. Как видим, многие традиции уже давно отошли в
прошлое, и увидеть некоторые из них можно только в далеких сельских
глубинках или же в искусственных условиях – народных этноцентрах и
музеях. Впрочем, вооружившись опытом наших предков, даже в городе вполне
можно устроить себе праздники в лучших народных традициях.
|